Дифференциация согласных [д – т], [д’ – т’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Конспекты занятий Add commentsЦель: развитие навыка дифференциации согласных [д – т], [д’ – т’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Задачи:
Образовательные:
— учить выделять и дифференцировать согласные звуки [д – т], [д’ – т’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;
— упражнять в соотнесении звуков [д], [д’], [т], [т’]с буквами Д-Т;
— упражнять в согласовании глаголов с именами существительными;
— совершенствовать умение работать с деформированными предложениями;
— упражнять учащихся в чтении и написании слов с буквами Д – Т.
Коррекционные:
— учить сравнивать и выделять отличительные и общие моменты в артикуляционном укладе согласных звуков [д – т], [д’ – т’];
— развивать фонематический слух;
— развивать фонематическое восприятие: навыки звуко-буквенного анализа и синтеза, нахождения места звука в слове;
— формировать слоговую структуру многосложных слов;
— расширять и автоматизировать оперативную единицу чтения (ОПЕЧ);
— развивать зрительную и слуховую память, внимание, логическое мышление;
— развивать конструктивную деятельность;
— развивать орфографическую зоркость;
Воспитательные:
— развивать навык самоконтроля и самостоятельности;
— воспитывать умение слушать и слышать друг друга;
— воспитывать вежливое отношение к товарищу.
Оборудование:
— карточки звуков [Д], [Д’], [Т], [Т’];
— «Звуковики» звонкий и глухой;
— схема артикуляции звуков (губы, язык, голосовые связки);
— дидактическая игра «Логико-Малыш» (планшеты + карточки по числу учеников);
— слоговые таблицы (по методике А.Н. Корнева);
— «Жемчужины» со слогами многосложных слов;
— «Цифровые линейки» + буквы «д», «т»;
— комплекс гимнастики для глаз (по методике С.Э. Аветисова);
— «Таблица слов» – глаголы с именами существительными;
— «Кирпичная стена» – деформированные предложения;
— изображения семи островов;
— изображения семи пиратов;
— изображение корабля;
— «Подсказки»: слово «МОЛОДЦЫ» вместе с изображением сундучка разрезаны на семь частей;
— сундучок с пиратскими монетами (шоколадные монетки).
Конспект логопедического занятия составлен с использованием компьютерной презентации.
Ход занятия:
I. Оргмомент
— Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними.
— Садитесь. Я предлагаю отправиться за пиратскими сокровищами. Мне удалось узнать, что сокровища находятся на острове, который называется «Туманная долина».
II. Анализ звуков [Д, Д’, Т, Т’]
— Повторите название острова.
— Назовите первое слово. Назовите первый звук в этом слове.
— Какой буквой обозначим этот звук?
— Произнесите второе слово. Назовите первый звук в этом слове.
— Какой буквой обозначим этот звук?
— Какой из этих звуков звонкий, а какой – глухой?
— Назовите мягкую пару для звука [т].
— Назовите мягкую пару для звука [д].
— Сравните произношение этих звуков: что общего и чем отличаются.
Таблица на экране:
— Дайте характеристику звуку [Д]; — [Д’]; — [Т]; — [Т’].
— Эти звуки помогут нам найти пиратские сокровища. Остров «Туманная долина» большой, и, где именно хранятся сокровища, нам предстоит узнать. Для этого необходимо собрать подсказки. Они находятся у пиратов. Пираты готовы отдать нам подсказки, если вы правильно выполните их задания.
III. Дифференциация звуков [Д — Т], [Д’ –Т’] в словах.
Дидактическая игра «Логико-малыш».
— Плывём на первый остров к пирату за подсказкой. Какое задание пират предлагает вам выполнить? (Логико-планшеты)
— Прочитайте задание: «Найди пары слов, сходные по звучанию. Определи, какими звуками слова различаются».
кадушка – катушка;
тачка – дачка;
день – тень;
тушь – душ;
дрова – трава.
— Переверните карточку на планшетах. Проверьте: правильно ли нашли пары слов.
IV. Чтение слоговых цепочек
— Прочитайте второе задание на планшетах.
«Прочитай слоговые цепочки».
Чтение слоговых цепочек с «переключением» голоса на звонкий – глухой звук.
то – до – то – до – то – до
ду – ту – ду – ту – ду – ту
тэ – дэ – тэ – дэ – тэ – дэ
ды – ты – ды – ты – ды – ты
тю – дю – тю – дю – тю –дю
де – те – де – те – де – те
ти – ди – ти – ди – ти – ди
дя – тя – дя – тя – дя – тя
тё – дё – тё – дё – тё – дё
— Молодцы! Можете взять первую подсказку.
V. Чтение слоговых таблиц (по методике А.Н. Корнева)
— Отправляемся на следующий остров за новой подсказкой.
— Какое задание предлагает выполнить этот пират? (Прочитать слоговые таблицы)
Чтение слогов столбиками.
Поиск слога, названного логопедом (логопед называет слоги с буквами «Д – Т»).
— Все задания выполнили. Можем взять следующую подсказку.
VI. Формирование слоговой структуры многосложных слов
(технология З. Е. Агранович)
— Пока плывём до следующего острова, откройте тетради.
— Дежурный, какое сегодня число? Запишите в тетрадь.
— Посмотрим, какое задание подготовил следующий пират. Что изображено на карточке? (Жемчужина)
— Посмотрите, сколько разноцветных жемчужин рассыпалось. На каждой жемчужине написан слог.
— Найдите жемчужины одинакового цвета и составьте из них слово.
— Дайте характеристику звукам [Д, Д’, Т, Т’] в словах.
— Запишите слова, подчеркнув буквы «Д», «Т».
Слоги: ла, дош, ка; гра, дус, ник; де, воч, ка; вер, туш, ка; ин, дей, ка.
— Слова собрали и записали правильно. Берём подсказку и плывём на следующий остров.
VII. Звуко – буквенный анализ многосложных слов
— Какое задание предлагает этот пират? (Работа с цифровой линейкой)
— Определите место звуков [Д, Д’, Т, Т’] в слове. Дайте характеристику звуку.
Слова: трудный, дотянулся, отодвинулся, твёрдый, подтащил.
— Все задания выполнили правильно. Можно взять подсказку.
VIII. Гимнастика для глаз (по методике С.Э. Аветисова)
— Пока плывём до следующего острова, предлагаю отдохнуть.
Дети встают за 2 метра от экрана монитора и выполняют комплекс гимнастики для глаз.
Следить взглядом за двигающейся точкой:
- Справа – налево и обратно.
- Сверху – вниз и обратно.
- «Петли»
- «Спираль» снаружи – внутрь
- «Спираль» изнутри – наружу
«Минутка тишины»!
— Сесть за парты. Закрыть глаза. Прикрыть глаза ладонями.
Одну минуту глаза детей отдыхают.
IX. Согласование глаголов с именами существительными
— Приплыли на следующий остров. Какое задание предлагает этот пират? (Таблица слов)
На экране отображается таблица слов.
Схемой звоночка обозначены звонкие согласные [Д, Д’]. У глухих согласных [Т, Т’] схемы звоночка нет.
— Прочитайте слова первого столбика. (дотянулся, отодвинулся, подтащил)
— Прочитайте слова второго столбика. (от доски, к дивану, до стола)
— Составьте словосочетания, соединив слова первого и второго столбиков.
— Запишите словосочетания через запятую.
Проверка.
— Задание выполнили правильно. Берём подсказку, плывём дальше.
X. Работа с деформированными предложениями
(игровая технология О. Н. Яворской)
— Что построил пират на этом острове? (Кирпичную стену)
Таблица на экране:
— На кирпичах записаны слова.
— Прочитайте слова первой строки; второй строки, третей строки.
— Вам нужно разобрать эту кирпичную стену на предложения.
— Сколько здесь предложений? (Два)
— Докажите. (Две заглавные буквы и две точки)
— Составьте первое предложение. (Часто идут холодные дожди.)
— Составьте второе предложение. (Дети гостили у тёти в деревне.)
— Запишите предложения в тетрадь.
Проверка.
— Задание выполнили правильно. Можно брать подсказку.
XI. Итог занятия
— Ура! Приплыли на остров «Туманная долина». Но здесь ещё один пират, который предлагает вам ответить на его вопросы и выполнить задания.
Вопросы и задания на экране:
1. Как произносятся звонкие согласные? (с голосом и шумом)
2. Как произносятся глухие согласные? (только с шумом)
3. Распределите звуки [Д, Д’, Т, Т’] в два столбика (по звонкости – глухости).
Назовите слова с данными звуками.
— Вы заработали последнюю подсказку. Выходите к доске и соберите части подсказок в единое целое.
Дети собирают слово «МОЛОДЦЫ». Под словом – изображение сундучка.
Дети находят такой же сундучок в кабинете и получают пиратские сокровища – монеты (шоколадные).
— Попрощайтесь с гостями.
— До свидания.