Дифференциация согласных [д – т], [д’ – т’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Конспекты занятий Add comments

Цель: развитие навыка дифференциации согласных [д – т], [д’ – т’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

- учить выделять и дифференцировать согласные звуки [д – т], [д’ – т’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;

- упражнять  в соотнесении звуков [д], [д’], [т], [т’]с буквами Д-Т;

- упражнять в согласовании глаголов с именами существительными;

- совершенствовать умение работать с деформированными предложениями;

- упражнять учащихся в чтении и написании слов с буквами Д – Т.

Коррекционные:

- учить сравнивать и выделять отличительные и общие моменты в артикуляционном укладе согласных звуков [д – т], [д’ – т’];

- развивать фонематический слух;

- развивать фонематическое восприятие: навыки звуко-буквенного анализа и синтеза, нахождения места звука в слове;

- формировать слоговую структуру многосложных слов;

- расширять и автоматизировать оперативную единицу чтения (ОПЕЧ);

- развивать зрительную  и слуховую память, внимание, логическое мышление;

- развивать конструктивную деятельность;

- развивать орфографическую зоркость;

Воспитательные:

- развивать навык самоконтроля и самостоятельности;

- воспитывать умение слушать и слышать друг друга;

- воспитывать вежливое отношение к товарищу.

Оборудование:

- карточки звуков [Д], [Д’], [Т], [Т’];

- «Звуковики» звонкий и глухой;

- схема артикуляции звуков (губы, язык, голосовые связки);

- дидактическая игра «Логико-Малыш» (планшеты + карточки по числу учеников);

- слоговые таблицы (по методике А.Н. Корнева);

- «Жемчужины» со слогами многосложных слов;

- «Цифровые линейки» + буквы «д», «т»;

- комплекс гимнастики для глаз (по методике С.Э. Аветисова);

- «Таблица слов» – глаголы с именами существительными;

- «Кирпичная стена» – деформированные предложения;

- изображения семи островов;

- изображения семи пиратов;

- изображение корабля;

- «Подсказки»: слово «МОЛОДЦЫ» вместе с изображением сундучка разрезаны на семь частей;

- сундучок с пиратскими монетами (шоколадные монетки).

Конспект логопедического занятия составлен  с использованием компьютерной презентации.

Ход занятия:

I. Оргмомент

- Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними.

- Садитесь. Я предлагаю отправиться за пиратскими сокровищами. Мне удалось узнать, что сокровища находятся на острове, который называется «Туманная долина».

II. Анализ звуков [Д, Д’, Т, Т’]

- Повторите название острова.

- Назовите первое слово. Назовите первый звук в этом слове.

- Какой буквой обозначим этот звук?

- Произнесите второе слово. Назовите первый звук в этом слове.

- Какой буквой обозначим этот звук?

- Какой из этих звуков звонкий, а какой – глухой?

- Назовите мягкую пару для звука [т].

- Назовите мягкую пару для звука [д].

- Сравните произношение этих звуков: что общего и чем отличаются.

Таблица на экране:

- Дайте характеристику звуку [Д];  - [Д’];  – [Т];  - [Т’].

- Эти звуки помогут нам найти пиратские сокровища. Остров «Туманная долина» большой, и, где именно хранятся сокровища, нам предстоит узнать. Для этого необходимо собрать подсказки. Они находятся у пиратов. Пираты готовы отдать нам подсказки, если вы правильно выполните их задания.

III. Дифференциация звуков [Д - Т], [Д’ –Т’] в словах.

Дидактическая игра «Логико-малыш».

- Плывём на первый остров к пирату за подсказкой. Какое задание пират предлагает вам выполнить? (Логико-планшеты)


- Прочитайте задание: «Найди пары слов, сходные по звучанию. Определи, какими звуками слова различаются».

Уточка – удочка;

кадушка – катушка;

тачка – дачка;

день – тень;

тушь – душ;

дрова – трава.

- Переверните карточку на планшетах. Проверьте: правильно ли нашли пары слов.

IV. Чтение слоговых цепочек

- Прочитайте второе задание на планшетах.

«Прочитай слоговые цепочки».

Чтение слоговых цепочек с «переключением» голоса на звонкий – глухой звук.

да – та – да – та – да – та

то – до – то – до – то – до

ду – ту – ду – ту – ду – ту

тэ – дэ – тэ – дэ – тэ – дэ

ды – ты – ды – ты – ды – ты

тю – дю – тю – дю – тю –дю

де – те – де – те – де – те

ти – ди – ти – ди – ти – ди

дя – тя – дя – тя – дя – тя

тё – дё – тё – дё – тё – дё

- Молодцы! Можете взять первую подсказку.

V. Чтение слоговых таблиц (по методике А.Н. Корнева)

- Отправляемся на следующий остров за новой подсказкой.

- Какое задание предлагает выполнить этот пират? (Прочитать слоговые таблицы)


Чтение слогов столбиками.

Поиск слога, названного логопедом (логопед называет слоги с буквами «Д – Т»).

- Все задания выполнили. Можем взять следующую подсказку.

VI. Формирование слоговой структуры многосложных слов

(технология З. Е. Агранович)

- Пока плывём до следующего острова, откройте тетради.

- Дежурный, какое сегодня число? Запишите в тетрадь.

- Посмотрим, какое задание подготовил следующий пират. Что изображено на карточке? (Жемчужина)


- Посмотрите, сколько разноцветных жемчужин рассыпалось. На каждой жемчужине написан слог.

- Найдите жемчужины одинакового цвета и составьте из них слово.

- Дайте характеристику звукам [Д, Д’, Т, Т’] в словах.

- Запишите слова, подчеркнув буквы «Д», «Т».

Слоги:  ла, дош, ка;    гра, дус, ник;    де, воч, ка;    вер, туш, ка;    ин, дей, ка.

- Слова собрали и записали правильно. Берём подсказку и плывём на следующий остров.

VII. Звуко – буквенный анализ многосложных слов

- Какое задание предлагает этот пират? (Работа с цифровой линейкой)


- Определите место звуков [Д, Д’, Т, Т’]  в слове. Дайте характеристику звуку.

Слова: трудный, дотянулся, отодвинулся, твёрдый, подтащил.

- Все задания выполнили правильно. Можно взять подсказку.

VIII. Гимнастика для глаз (по методике С.Э. Аветисова)

- Пока плывём до следующего острова, предлагаю отдохнуть.

Дети встают за 2 метра от экрана монитора и выполняют комплекс гимнастики для глаз.

Следить взглядом за двигающейся точкой:

  1. Справа – налево и обратно.
  2. Сверху – вниз и обратно.
  3. «Петли»
  4. «Спираль» снаружи – внутрь
  5. «Спираль» изнутри – наружу

«Минутка тишины»!

- Сесть за парты. Закрыть глаза. Прикрыть глаза ладонями.

Одну минуту глаза детей отдыхают.

IX. Согласование глаголов с именами существительными

- Приплыли на следующий остров. Какое задание предлагает этот пират? (Таблица слов)


На экране отображается таблица слов.

Схемой звоночка  обозначены звонкие согласные [Д, Д’]. У глухих согласных [Т, Т’] схемы звоночка нет.

- Прочитайте слова первого столбика. (дотянулся, отодвинулся, подтащил)

- Прочитайте слова второго столбика. (от доски, к дивану, до стола)


- Составьте словосочетания, соединив слова первого и второго столбиков.

- Запишите словосочетания через запятую.

Проверка.

- Задание выполнили правильно. Берём подсказку, плывём дальше.

X. Работа с деформированными предложениями

(игровая технология О. Н. Яворской)

- Что построил пират на этом острове? (Кирпичную стену)


Таблица на экране:

- На кирпичах записаны слова.

- Прочитайте слова первой строки; второй строки, третей строки.

- Вам нужно разобрать эту кирпичную стену на предложения.

- Сколько здесь предложений? (Два)

- Докажите. (Две заглавные буквы и две точки)

- Составьте первое предложение. (Часто идут холодные дожди.)

- Составьте второе предложение. (Дети гостили у тёти в деревне.)

- Запишите предложения в тетрадь.

Проверка.

- Задание выполнили правильно. Можно брать подсказку.

XI. Итог занятия

- Ура! Приплыли на остров «Туманная долина». Но здесь ещё один пират, который предлагает вам ответить на его вопросы и выполнить задания.

Вопросы и задания на экране:

1. Как произносятся звонкие согласные? (с голосом и шумом)

2. Как произносятся глухие согласные? (только с шумом)

3. Распределите звуки [Д, Д’, Т, Т’] в два столбика (по звонкости – глухости).

Назовите слова с данными звуками.

- Вы заработали последнюю подсказку. Выходите к доске и соберите части подсказок в единое целое.

Дети собирают слово «МОЛОДЦЫ». Под словом – изображение сундучка.

Дети находят такой же сундучок в кабинете и получают пиратские сокровища – монеты (шоколадные).

- Попрощайтесь с гостями.

- До свидания.

Скачать

Comments are closed.

Logos работает на WordPress
Методическая копилка RSS Войти