Дифференциация согласных [д – т], [д’ – т’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Конспекты занятий Add comments

Цель: развитие навыка дифференциации согласных [д – т], [д’ – т’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

— учить выделять и дифференцировать согласные звуки [д – т], [д’ – т’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;

— упражнять  в соотнесении звуков [д], [д’], [т], [т’]с буквами Д-Т;

— упражнять в согласовании глаголов с именами существительными;

— совершенствовать умение работать с деформированными предложениями;

— упражнять учащихся в чтении и написании слов с буквами Д – Т.

Коррекционные:

— учить сравнивать и выделять отличительные и общие моменты в артикуляционном укладе согласных звуков [д – т], [д’ – т’];

— развивать фонематический слух;

— развивать фонематическое восприятие: навыки звуко-буквенного анализа и синтеза, нахождения места звука в слове;

— формировать слоговую структуру многосложных слов;

— расширять и автоматизировать оперативную единицу чтения (ОПЕЧ);

— развивать зрительную  и слуховую память, внимание, логическое мышление;

— развивать конструктивную деятельность;

— развивать орфографическую зоркость;

Воспитательные:

— развивать навык самоконтроля и самостоятельности;

— воспитывать умение слушать и слышать друг друга;

— воспитывать вежливое отношение к товарищу.

Оборудование:

— карточки звуков [Д], [Д’], [Т], [Т’];

— «Звуковики» звонкий и глухой;

— схема артикуляции звуков (губы, язык, голосовые связки);

— дидактическая игра «Логико-Малыш» (планшеты + карточки по числу учеников);

— слоговые таблицы (по методике А.Н. Корнева);

— «Жемчужины» со слогами многосложных слов;

— «Цифровые линейки» + буквы «д», «т»;

— комплекс гимнастики для глаз (по методике С.Э. Аветисова);

— «Таблица слов» – глаголы с именами существительными;

— «Кирпичная стена» – деформированные предложения;

— изображения семи островов;

— изображения семи пиратов;

— изображение корабля;

— «Подсказки»: слово «МОЛОДЦЫ» вместе с изображением сундучка разрезаны на семь частей;

— сундучок с пиратскими монетами (шоколадные монетки).

Конспект логопедического занятия составлен  с использованием компьютерной презентации.

Ход занятия:

I. Оргмомент

— Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними.

— Садитесь. Я предлагаю отправиться за пиратскими сокровищами. Мне удалось узнать, что сокровища находятся на острове, который называется «Туманная долина».

II. Анализ звуков [Д, Д’, Т, Т’]

— Повторите название острова.

— Назовите первое слово. Назовите первый звук в этом слове.

— Какой буквой обозначим этот звук?

— Произнесите второе слово. Назовите первый звук в этом слове.

— Какой буквой обозначим этот звук?

— Какой из этих звуков звонкий, а какой – глухой?

— Назовите мягкую пару для звука [т].

— Назовите мягкую пару для звука [д].

— Сравните произношение этих звуков: что общего и чем отличаются.

Таблица на экране:

— Дайте характеристику звуку [Д];  — [Д’];  — [Т];  — [Т’].

— Эти звуки помогут нам найти пиратские сокровища. Остров «Туманная долина» большой, и, где именно хранятся сокровища, нам предстоит узнать. Для этого необходимо собрать подсказки. Они находятся у пиратов. Пираты готовы отдать нам подсказки, если вы правильно выполните их задания.

III. Дифференциация звуков [Д — Т], [Д’ –Т’] в словах.

Дидактическая игра «Логико-малыш».

— Плывём на первый остров к пирату за подсказкой. Какое задание пират предлагает вам выполнить? (Логико-планшеты)


— Прочитайте задание: «Найди пары слов, сходные по звучанию. Определи, какими звуками слова различаются».

Уточка – удочка;

кадушка – катушка;

тачка – дачка;

день – тень;

тушь – душ;

дрова – трава.

— Переверните карточку на планшетах. Проверьте: правильно ли нашли пары слов.

IV. Чтение слоговых цепочек

— Прочитайте второе задание на планшетах.

«Прочитай слоговые цепочки».

Чтение слоговых цепочек с «переключением» голоса на звонкий – глухой звук.

да – та – да – та – да – та

то – до – то – до – то – до

ду – ту – ду – ту – ду – ту

тэ – дэ – тэ – дэ – тэ – дэ

ды – ты – ды – ты – ды – ты

тю – дю – тю – дю – тю –дю

де – те – де – те – де – те

ти – ди – ти – ди – ти – ди

дя – тя – дя – тя – дя – тя

тё – дё – тё – дё – тё – дё

— Молодцы! Можете взять первую подсказку.

V. Чтение слоговых таблиц (по методике А.Н. Корнева)

— Отправляемся на следующий остров за новой подсказкой.

— Какое задание предлагает выполнить этот пират? (Прочитать слоговые таблицы)


Чтение слогов столбиками.

Поиск слога, названного логопедом (логопед называет слоги с буквами «Д – Т»).

— Все задания выполнили. Можем взять следующую подсказку.

VI. Формирование слоговой структуры многосложных слов

(технология З. Е. Агранович)

— Пока плывём до следующего острова, откройте тетради.

— Дежурный, какое сегодня число? Запишите в тетрадь.

— Посмотрим, какое задание подготовил следующий пират. Что изображено на карточке? (Жемчужина)


— Посмотрите, сколько разноцветных жемчужин рассыпалось. На каждой жемчужине написан слог.

— Найдите жемчужины одинакового цвета и составьте из них слово.

— Дайте характеристику звукам [Д, Д’, Т, Т’] в словах.

— Запишите слова, подчеркнув буквы «Д», «Т».

Слоги:  ла, дош, ка;    гра, дус, ник;    де, воч, ка;    вер, туш, ка;    ин, дей, ка.

— Слова собрали и записали правильно. Берём подсказку и плывём на следующий остров.

VII. Звуко – буквенный анализ многосложных слов

— Какое задание предлагает этот пират? (Работа с цифровой линейкой)


— Определите место звуков [Д, Д’, Т, Т’]  в слове. Дайте характеристику звуку.

Слова: трудный, дотянулся, отодвинулся, твёрдый, подтащил.

— Все задания выполнили правильно. Можно взять подсказку.

VIII. Гимнастика для глаз (по методике С.Э. Аветисова)

— Пока плывём до следующего острова, предлагаю отдохнуть.

Дети встают за 2 метра от экрана монитора и выполняют комплекс гимнастики для глаз.

Следить взглядом за двигающейся точкой:

  1. Справа – налево и обратно.
  2. Сверху – вниз и обратно.
  3. «Петли»
  4. «Спираль» снаружи – внутрь
  5. «Спираль» изнутри – наружу

«Минутка тишины»!

— Сесть за парты. Закрыть глаза. Прикрыть глаза ладонями.

Одну минуту глаза детей отдыхают.

IX. Согласование глаголов с именами существительными

— Приплыли на следующий остров. Какое задание предлагает этот пират? (Таблица слов)


На экране отображается таблица слов.

Схемой звоночка  обозначены звонкие согласные [Д, Д’]. У глухих согласных [Т, Т’] схемы звоночка нет.

— Прочитайте слова первого столбика. (дотянулся, отодвинулся, подтащил)

— Прочитайте слова второго столбика. (от доски, к дивану, до стола)


— Составьте словосочетания, соединив слова первого и второго столбиков.

— Запишите словосочетания через запятую.

Проверка.

— Задание выполнили правильно. Берём подсказку, плывём дальше.

X. Работа с деформированными предложениями

(игровая технология О. Н. Яворской)

— Что построил пират на этом острове? (Кирпичную стену)


Таблица на экране:

— На кирпичах записаны слова.

— Прочитайте слова первой строки; второй строки, третей строки.

— Вам нужно разобрать эту кирпичную стену на предложения.

— Сколько здесь предложений? (Два)

— Докажите. (Две заглавные буквы и две точки)

— Составьте первое предложение. (Часто идут холодные дожди.)

— Составьте второе предложение. (Дети гостили у тёти в деревне.)

— Запишите предложения в тетрадь.

Проверка.

— Задание выполнили правильно. Можно брать подсказку.

XI. Итог занятия

— Ура! Приплыли на остров «Туманная долина». Но здесь ещё один пират, который предлагает вам ответить на его вопросы и выполнить задания.

Вопросы и задания на экране:

1. Как произносятся звонкие согласные? (с голосом и шумом)

2. Как произносятся глухие согласные? (только с шумом)

3. Распределите звуки [Д, Д’, Т, Т’] в два столбика (по звонкости – глухости).

Назовите слова с данными звуками.

— Вы заработали последнюю подсказку. Выходите к доске и соберите части подсказок в единое целое.

Дети собирают слово «МОЛОДЦЫ». Под словом – изображение сундучка.

Дети находят такой же сундучок в кабинете и получают пиратские сокровища – монеты (шоколадные).

— Попрощайтесь с гостями.

— До свидания.

Скачать

Comments are closed.

Logos работает на WordPress
Методическая копилка RSS Войти