РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной группе компенсирующей направленности на 2023 – 2024 учебный год

Документация логопеда Add comments

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для детей с тяжелыми нарушениями речи

в подготовительной группе

компенсирующей направленности

на 2023 – 2024 учебный год

 

Срок реализации: 1 год.

 

Программу составила: учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Панова Любовь Сергеевна

Скачать документ Рабочая программа_23-24 г.г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка                                                                                                           3

1.2. Цель и задачи Программы                                                                                                     4

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы                                                          4

1.4. Характеристика детей с речевыми нарушениями                                                               5

1.5. Планируемые результаты освоения Программы                                                                 9

1.6. Система оценки результатов освоения Программы                                                            10

 

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Учебный план и структура логопедической работы                                                            12

2.2. Перспективное планирование коррекционно-логопедических занятий                           13

2.3. Календарно-тематическое планирование коррекционно-логопедических занятий

2.3.1. Календарно-тематическое планирование логопедических занятий

по формированию лексико-грамматических категорий

и фонематических процессов                                                                                       21

2.3.2.Тематическое планирование логопедических занятий

по коррекции звукопроизношения                                                                           22

2.4. Методы и технологии коррекционно-логопедической работы                                         27

2.5. Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса                         29

 

  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организация коррекционно-логопедической работы                                                         30

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды                                     32

3.3. Материально-технические условия                                                                                       32

3.4. Программно-методическое обеспечение                                                                              33

 

 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации.

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда (далее Программа) дошкольного отделения Муниципального общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 24» (далее ДО МОУ СОШ 24) разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г., №1155;
  • Основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Основной базой рабочей программы являются:

  • Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи ДО МОУ СОШ № 24.
  • Коррекционная программа Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи».
  • «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей», под ред. Т.Б. Филичевой, Т.Б. Тумановой, Г.В. Чиркиной.
  • Коррекционная программа Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой «Обучение детей с недоразвитием фонетико-фонематического строя речи».

Программа  направлена на коррекцию нарушений речи детей старшего дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, достижение дошкольниками уровня речевого развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для их возраста видов деятельности.

Срок реализации данной программы в группе компенсирующей направленности: 1 год.

 

1.2. Цель и задачи Программы

Цель: построение системы коррекционно-развивающей работы для детей речевыми нарушениями в возрасте 5-6 лет, предусматривающей интеграцию действий участников образовательного процесса.

            Задачи:

  • овладение детьми с речевыми нарушениями самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы начального образования;
  • развитие познавательной активности детей, интереса к совместной с взрослым и самостоятельной деятельности (игровой, познавательно-речевой, продуктивной);
  • развитие экспрессивной речи воспитанников, артикуляционной моторики и просодической стороны речи;
  • совершенствование фонематических процессов речи;
  • способствование развитию психических функций: наглядно-образного и логического мышления, активизация мыслительных операций (обобщение, классификация);
  • развитие мелкой моторики и зрительной ориентации;
  • способствование повышению психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов ДО МОУ СОШ № 24.

 

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

Теоретической и методологической основой коррекционного обучения являются коррекционные принципы, разработанные в логопедии и дефектологии:

  • принцип развития и опоры на онтогенез (учёт закономерностей развития детской речи в норме);
  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода (предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка);
  • принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи;
  • принцип учёта зоны актуального и ближайшего развития;
  • принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Важным условием процесса коррекции речи детей ТНР является учет общедидактических принципов:

  • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;
  • принципы доступности и наглядности;
  • принцип последовательности и системности;
  • принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
  • принцип доступности и опоры на сохранные звенья;
  • учет ведущей деятельности.

 

1.4. Характеристика детей с речевыми нарушениями

       в группе компенсирующей направленности

 

Подготовительную группу компенсирующей направленности (далее ГКН) дошкольного отделения МОУ СОШ № 24 в 2023-2024 учебном году посещают дети со 2 и 3 уровнем общего недоразвития речи.

 

Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Общее недоразвитие речи (ОНР) – речевое нарушение, при котором у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематического и лексико-грамматического).

ОНР 2 уровня: начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.

В речи детей встречаются отдельные формы словоизменения, наблюдаются попытки изменять слова по родам, числам и падежам, глаголы по временам, но часто эти попытки оказываются неудачными. Существительные употребляются в основном в именительном падеже, глаголы — в инфинитиве или в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени. При этом глаголы могут не согласовываться с существительными в числе и роде. Употребление существительных в косвенных падежах носит случайный характер. Фраза, как правило, бывает аграмматичной (играет с мячику). Также аграмматично изменение имен существительных по числам (двеуши). Форму прошедшего времени глагола дети нередко заменяют формой настоящего времени и наоборот (например, Витя елку иду).

Способами словообразования дети с ОНР 2 уровня не владеют.

У детей начинает формироваться фразовая речь. Они начинают более или менее развернуто рассказывать о хорошо знакомых событиях, о семье, о себе, о товарищах. Однако в их речи еще очень отчетливо проявляются недостатки: незнание многих слов, неправильное произношение звуков, нарушение структуры слов, аграмматизмы.

Звукопроизношение у детей с ОНР 2 уровня значительно нарушено. Обнаруживается их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом. В то же время отмечается более точная дифференциация звуковой стороны речи. Количество неправильно произносимых звуков в детской речи достигает 16–20. Для детей характерны замены твердых согласных мягкими и наоборот. Гласные артикулируются неотчетливо.

Детям с ОНР 2 уровня доступно воспроизведение слоговой структуры слов, но звуковой состав этих слов является диффузным. Они правильно передают звуковой состав односложных слов без стечения согласных (мак), в тоже время повторить двусложные слова, состоящие из прямых слогов, во многих случаях не могут (ваза — вая).

Недостаточное усвоение звукового состава слов задерживает формирование словаря детей и овладение ими грамматическим строем, о чем свидетельствуют смешения значений слов (грива понимается как грибы, шерсть как шесть).

Понимание обращенной речи на втором уровне значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм, дети могут ориентироваться на морфологические элементы, которые приобретают для них смыслоразличительное значение.

Это относится к различению и пониманию форм единственного и множественного числа существительных и глаголов (особенно с ударными окончаниями), форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени. Затруднения остаются при понимании форм числа и рода прилагательных.

Значения предлогов различаются только в хорошо знакомой ситуации. Усвоение грамматических закономерностей в большей степени относится к тем словам, которые рано вошли в активную речь детей.

Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих. Проявляется диссоциация между способностью правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи.

Типичными остаются и затруднения  в усвоении звуко-слоговой структуры. Нередко при правильном воспроизведении контура слов нарушается звуконаполняемость: перестановка слогов, звуков, замена и уподобление слогов («морашки» — ромашки, «кукика» — клубника). Многосложные слова редуцируются.

У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.

 

ОНР 3 уровня: появление развёрнутой фразовой речи с недоразвитием её звуковой и смысловой сторон, фонематической и лексико-грамматической сторон речи. На фоне сравнительно развернутой речи у детей с ОНР 3 уровня наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В их активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже употребляются слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. При использовании простых предлогов дети допускают большое количество ошибок и почти не используют сложные предлоги.

Характерным является недифференцированное произнесение звуков ( в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Например, мягкий звук Сь, сам еще недостаточно четко произносимый, заменяет звук С («сяпоги»), Ш («сюба» — шуба), Ц («сяпля» — цапля), Ч («сяйник» — чайник), Щ («сётка» — щётка); замены групп звуков более простыми по артикуляции. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет.

Правильно повторяя вслед за логопедом 3-4-хсложные слова, дети нередко искажают их в речи, сокращая количество слогов (Дети слепили снеговика —  «Дети сипили новика»). Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.

На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.

На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.

Словарный запас детей с ОНР 3 уровня ограничен, поэтому часто отмечается неточный выбор слов.

Предлоги могут опускаться или заменяться. Причем один и тот же предлог при выражении различных отношений может и опускаться, и заменяться. Это указывает на неполное понимание значений даже простых предлогов. У детей третьего уровня недостаточно сформированы грамматические формы. Они допускают ошибки в падежных окончаниях, в употреблении временных и видовых форм глаголов, в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются. Большое количество ошибок допускается при словоизменении, из-за чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях.

Словообразование у детей сформировано недостаточно. Отмечаются трудности подбора однокоренных слов. Часто словообразование заменяется словоизменением (снег — снеги). Редко используются суффиксальный и префиксальный способы словообразования, причем образование слов является неправильным (садовник — садник).

В активной речи дети используют преимущественно простые предложения. Большие затруднения отмечаются у детей при распространении предложений и при построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Дети с ОНР 3 уровня пользуются полной слоговой структурой слов. Редко наблюдаются перестановки звуков, слогов (колбаса — кобалса). Подобные нарушения проявляются главным образом при воспроизведении незнакомых и сложных по звуко-слоговой структуре слов.

В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.

Понимание обиходной речи детьми в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, не дифференцированность грамматических форм. Возникают ошибки в понимании речи, связанные с недостаточным различением форм числа, рода и падежа существительных и прилагательных, временных форм глагола, оттенков значений однокоренных слов, а также тех выражений, которые отражают причинно-следственные, временные, пространственные отношения.

 

Дизартрия (дизартрический компонент)

У детей с ФФНР и ОНР дефекты звуковой стороны речи часто усугубляются дизартрией – нарушением иннервации речевого аппарата. Их устранение осуществляется в условиях длительной коррекции. Последовательность и длительность коррекционной работы определяется формой дизартрии (бульбарная, подкорковая, мозжечковая, корковая, псевдобульбарная) и степенью ее выраженности (легкая, средняя, тяжелая степень дизартрии).

  • Планируемые результаты освоения Программы

К концу 2023-2024 учебного года у детей 6-7 лет с ОНР:

  • Сформировано правильное речевое дыхание.
  • Сформирован умеренный темп речи; речь ритмичная, интонационно выразительная.
  • Сформированы или находятся в процессе формирования правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков и закреплено произношение всех указанных звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
  • Дети умеют воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, с разными согласными и одинаковыми гласными, со стечением согласных.
  • Сформированы навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из 1 слога, 2 слогов, 3 слогов.
  • Дети имеют представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.
  • Сформировано умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признаками в ряде звуков, слогов, слов, в предложениях.
  • Сформирован навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из 3-5 звуков.
  • Сформирован навык, различая согласных звуков по признакам: глухой – звонкий, твёрдый – мягкий.
  • Дети оперируют понятиями звук, гласный звук, согласный звук, мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук, буква.
  • Сформировано представление о различии звука от буквы.
  • Дети имеют достаточный запас словарных образов и умеет группировать предметы по обобщающим признакам.
  • Расширен глагольный словарь.
  • Расширен словарь прилагательных.
  • Дети используют в речи слова – синонимы и слова – антонимы.
  • Дети владеют понятием слово и умеет оперировать им.
  • Сформированы некоторые способы словообразования и на этой основе используют в экспрессивной речи существительные и прилагательные с уменьшительно– ласкательными суффиксами, существительные с суффиксами – онок, — ёнок, — ат, — ят, глаголы с различными приставками.
  • Дети владеют навыками согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.
  • Умеют составлять простые предложения.
  • Сформировано понятие предложение и умение оперировать им.

1.6. Система оценки результатов освоения Программы

Реализация данной Программы предполагает оценку речевого развития ребенка, которая производится в рамках педагогической диагностики согласно п. 3.2.3 ФГОС ДО.

Диагностика проводится с использованием иллюстративного материала для обследования речи детей старшего дошкольного возраста Е.В. Мазановой «Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР. Методические указания и картинный материал».

 

Оценка динамики коррекции устной речи проводится 2 раза в год:

        — на первичном приёме перед зачислением на коррекционно-развивающий курс;

        — на итоговой вторичной диагностике.

Оценка производится в баллах и процентах:

        — баллы выставляются в графы (первичная диагностика / итоговая вторичная диагностика).

        — максимальное количество – 28 баллов.

 

Полученные цифры заносятся в формулу:  

                              сумма баллов Х 100

 % = ——————————————————

       максимальное количество баллов (28)

 

 

Раздел обследования

 

Бал-лы Критерии оценки Количество баллов
Первичная

диагностика

Итоговая

вторичная

диагностика

 

Звуко-произношение

4 Звукопроизношение не нарушено.    
3 Нарушено произношение одной группы звуков.    
2 Нарушено произношение двух групп звуков.    
1 Нарушено произношение трех групп звуков.    
0 Нарушено произношение четырех и более групп звуков, дефекты звонкости, мягкости; нетрадиционные замены.    
 

 

Слоговая структура

4 Слоговую структуру слов воспроизводит без ошибок.    
3 Нарушения редки, гл. образом в малознакомых словах.    
2 Нарушения в предложениях.  В словах – незначительные.    
1 Нарушения грубые, на уровне слов (упрощения, перестановки, уподобления слогов и т.д.)    
0 Звукокомплексы, звукоподражания.    
 

Фонематическое представление

4 Сформированы соответственно возрасту.    
3 Самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи взрослого.    
2 Только половину заданий в соответствии с возрастом выполняет верно.    
1 Выполняет правильно только задания для более младшего возраста, с более трудными не справляется.    
0 Не сформированы.    
Раздел обследования Бал-лы Критерии оценки Количество баллов
Первичная

диагностика

Итоговая

вторичная

диагностика

 

Грамматический строй

4 Грамматические категории использует без затруднений.    
3 Редкие аграмматизмы.    
2 Ошибки в словообразовании и словоизменении, но типичные.    
1 Ошибки многочисленные, стойкие, специфические аграмматизмы, невозможность образовать формы слов.    
0 Грамматический строй не сфомирован.    
 

 

Лексический запас

4 Лексический запас сформирован по возрасту.    
3 Запас в пределах обихода (обычно номинативный словарь, умение подобрать антонимы)    
2 Лексический запас беден.  Выполняет только половину задания.    
1 Лексический запас резко ограничен.  Выполняет менее половины заданий.    
0 Лексика отсутствует.    
 

 

Понимание речи

4 В полном объеме.    
3 Понимание на уровне целостного текста или рассказа.  Для ответов на вопросы по смыслу требуется помощь взрослого.    
2 Понимание грамматических форм, предложно-падежных конструкций, временных и пространственных отношений на уровне фразы.    
1 Понимание ситуативное, только на уровне знакомых слов.    
0 Обращенная речь малопонятна для ребенка, он не может выполнить даже простых поручений.    
 

Связная речь

4 Сформирована.    
3 Рассказ с помощью взрослого. По наводящим вопросам. Присутствует некоторая смысловая неточность.    
2 Синтаксические конструкции фраз бедные. Нарушена последовательность в передаче сюжета.    
1 Простая аграмматичная фраза со структурными нарушениями.    
0 Связной речи нет.    
Уровень речевого развития (в баллах)    
Уровень речевого развития (в %)    

 

  1. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Учебный план и структура логопедической работы

 

Основными формами организации работы в группе компенсирующей направленности являются:

  • индивидуальные,
  • групповые,
  • подгрупповые занятия.

Учебный план

коррекционно-логопедической работы с детьми подготовительной ГКН (6-7 лет)

в 2023-2024 учебном году

                   Форма

                   работы   

 

Параметры

Индивидуальные занятия Групповые

занятия

Подгрупповые

занятия

Неделя Год Неделя Год Неделя Год
Количество занятий 2 66 3 99 1 33
Длительность

логопедических занятий

 

10 — 20 мин.

 

30 мин.

 

20 — 25 мин.

 

 

Примечание: подгрупповые занятия проводятся по мере необходимости; состав детей в подгруппах может меняться в зависимости от изучаемой темы.

 

Структура

коррекционно-логопедической работы с детьми подготовительной ГКН (6-7 лет)

в 2023 – 2024 учебном году

Период Недели

Содержание деятельности

Количество

индивидуальных занятий

Количество

групповых занятий

1 период

Сентябрь – 4 недели

Октябрь – 4 недели

Ноябрь – 5 недель

 

13 недель

из них:

2 недели – обследование;

11 недель – коррекционная работа.

 

22 занятия

(2 раза в неделю)

 

33 занятия

(3 раза в неделю)

2 период

Декабрь – 4 недели

Январь – 4 недели

Февраль – 4 недели

 

12 недель

 

коррекционная работа.

 

24 занятия

(2 раза в неделю)

 

 

36 занятий

(3 раза в неделю)

 

3 период

Март – 4 недели

Апрель – 4 недели

Май – 4 недели

 

12 недель

из них:

10 недель – коррекционная работа;

2 недели – обследование.

 

20 занятий

(2 раза в неделю)

 

 

30 занятий

(3 раза в неделю)

 

Всего: 37    недель

из них:

4 недели – обследование;

33 недели – коррекционная работа.

 

66 занятий

 

99 занятий

 

 

2.2. Перспективное планирование коррекционно-логопедических занятий

     

Перспективное планирование коррекционно-логопедических занятий с детьми подготовительной группы адаптирована на основе программы «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни)» Г.А. Каше, Т.Б. Филичева.

 

Первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь

Индивидуальные занятия

  • постановка и первоначальное закрепление звуков в соответствии с индивидуальными планами и с планами фронтальных занятий;
  • преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
  • формирование грамматически правильной речи по мере надобности;
  • анализ, чтение, письмо по мере надобности.

Подгрупповые и групповые занятия

  1. Формирование звукопроизношения
  • закрепление правильного произношения звуков у, а, и, п, пь, э, т, к, кь, м, мь, ль, о, х, хь, йот, ы, с (произношение звуков всем детям должно быть исправлено заранее);
  • различение звуков на слух: всех гласных (у, а, и, э, о, ы), согласных (п-т-м-к, т-д-к, к-кь-т-г-х, ль-л-йот, р-рь, с-сь-з-т-ть-щ);
  • дифференциация правильно произносимых звуков (к-х, ль-йот, ы-и);
  • усвоение слов различной слоговой сложности (преимущественно двух и трехсложных);
  • подготовка к анализу звукового состава слова (см. раздел «Обучение грамоте»).
  1. Развитие речи
  • воспитание направленности внимания к изменению грамматических форм слова путем: сравнения и сопоставления существительных единственного и множественного числа с окончаниями И, Ы, А (куски, кусты, стулья, письма); различных окончаний существительных множественного числа родительного падежа (много — кусков, оленей, стульев, лент, окон…), согласования глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли собаки…); сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени единственного и множественного (поет Валя, поют дети); привлечения внимания к родовой принадлежности предметов (мой стакан, моя сумка);
  • словарная работа: привлечение внимания к образованию слов способом присоединения приставок (наливает-выливает-поливает…); способом присоединения суффиксов (мех, меховой, меховая, лимон-лимонный-лимонная); способом словосложения (пылесос, сенокос, снегопад); к словам с уменьшительно-ласкательным значением (пенек, лесок, колесико);
  • предложение, связная речь: привлечение внимания к составу простого распространенного предложения с прямым дополнением (Вова пилит доску), выделение слов из предложений с помощью вопросов «Кто? Что делает? Делает что?»; составление предложений без предлогов, данных полностью или частично в начальной форме (поливать, мама, Нина);
  • воспитание навыка давать краткие (одним словом) и полные ответы на вопросы. Составление простых распространенных предложений с предлогами на, у, в, под, над, с, со по картинке, по демонстрации действий, по вопросам. Объединение нескольких предложений в небольшие рассказы.
  1. Обучение грамоте
  • Подготовка к анализу звукового состава слова в связи с формированием навыка произношения и развитием слухового восприятия.
  • умение выделять начальный гласный из слов (Аня, ива, утка), последовательно называть гласные в ряду из 2-3 гласных (аи, уиа);
  • анализ и синтез обратных слогов (ат, ит), выделение конечного согласного из слов (мак, кот);
  • выделение слогообразующего гласного из положения после согласного (ком, кнут);
  • выделение из слов начального согласного;
  • анализ и синтез прямых слогов (та, ка);
  • анализ и синтез слов (суп, кит);
  • проведение в занимательной форме (в виде игр на внимание, соревнований) упражнений, направленных на усвоение звукового анализа и синтеза.
  • Формирование навыка слогового чтения.

Последовательное знакомство с буквами У, А, И, П, Т, М, К, О, Ы, С на основе четкого правильного произношения твердых и мягких звуков, постепенно отрабатываемых в соответствии с программой по формированию произношения.

Умение выкладывать из цветных фишек и букв и слитно читать прямые слоги (та, му, ми, си) с ориентировкой на гласную букву. Преобразование слогов. Письмо слогов.

Умение выкладывать из букв разрезной азбуки и читать слова типа СОМ, КИТ.

Поэтапное усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук».

 

Второй период обучения: декабрь, январь, февраль

Индивидуальные занятия

  • а) постановка и первоначальное закрепление звуков ть, б, бь, д, дь, г, гь, ш, ж, р, рь, ц, ч, ш в соответствии с индивидуальными планами и планами фронтальных занятий;
  • преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков (строительство, прямоугольник, космонавт и др.);
  • формирование связной, грамматически правильно речи по мере надобности.

Подгрупповые и групповые занятия

  1. Формирование звукопроизношения
  • закрепление правильного произношения звуков «с» (продолжение), сь, з, зь, б, бь, д,дь, г, гь, ш, л, ж, р, рь;
  • различение звуков на слух: с-сь, з-зь, зь-с-сь-ж, б-бь-п-пь, ть-дь, дь-т-ть-г-гь, гь-к-кь-д-дь, ш-с-ж-щ, л-ль-р-рь, ж-з-ш, рь-л-ль;
  • дифференциация правильно произносимых звуков: с-сь, з-зь, б-п, д-т, г-к, с-ш, ж-з, ж-ш, с-ш-з-х, р-л, р-рь-л-ль;
  • в связи с закреплением правильного произношения перечисленных звуков усвоение слов сложного звуко-слогового состава со слогами различной структуры (тротуар, перекресток, экскаватор и др.);
  • анализ и синтез звукового состава слова (см. раздел «Обучение грамоте»).
  1. Развитие речи
  • развитие внимания к изменению грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия;
  • усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (пальто, торты, крылья);
  • усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много — яблок, платьев);
  • привлечение внимания к падежным окончаниям существительных. (В лесу жила белка. Дети кормили белку. Дети любовались белкой); к согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе (большой мишка, большая кошка, большие кубики); к согласованию прилагательных с существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе (ой — голубой платок, ая — голубая лента, ое — голубое платье, ые — голубые полотенца);
  • употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах (В зале много светлых ламп. Дети кормили морковкой белого кролика. Дети давали корм белым кроликам);
  • воспитание умения в простых случаях сочетать числительные с существительными в роде, числе, падеже (куклам сшили два платья, пять платьев, две рубашки, пять рубашек);
  • сравнение и сопоставление глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени (катаю – катал — буду катать); глаголов совершенного и несовершенного вида (красит — выкрасил).
  1. Словарная работа
  • привлечение внимания к образованию слов (на новом лексического материала) путем присоединения приставки (прибыл, приколотил, приклеил, прибежал, приполз, прискакал; уехал, приехал, подъехал, заехал); путем присоединения суффиксов — образование относительных прилагательных (деревянный, -ая, -ое, ые; пластмассовый, -ая, -ле,-ые); путем словосложения (трехколесный, первоклассник);
  • воспитание умения употреблять образованные слова в составе предложений в разных падежных формах (У меня нет стеклянной вазы. Я катался на трехколесном велосипеде. Коля ненадолго зашел к товарищу);
  • привлечение внимания к глаголам с чередованием согласных (стричь, стригу, стрижет);
  • образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (У лисы длинный пушистый хвост. У зайчика коротенький пушистенький хвостик).
  1. Предложение
  • привлечение внимания к порядку слов и изменению форм слов в составе простого распространенного предложения путем:

а) составления предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, у, к, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, из слов, данных в начальной форме (скамейка, под, спать, собака — Под скамейкой спит собака);

б) составление предложений из «живых слов» (которые изображают дети) и распространение предложений с помощью вопросов (Миша вешает шубу — Миша вешает в шкаф меховую шубу);

в) составление предложений с данными словосочетаниями (серенькую белочку — Дети видели в лесу серенькую белочку. Серенькой белочке — Дети дали орехов серенькой белочке);

г) добавления в предложения пропущенных предлогов (кусты сирени посадили (перед, за) домом. Елочка росла (у, около, возле) дома);

д) развитие умения дать полный ответ на поставленный вопрос.

  1. Связная речь
  • составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции (надо встать со стула, выйти из-за стола, подойти к большому столу, взять зеленую грузовую машину и поставить ее на среднюю полку шкафа);
  • развитие умения составить рассказ из предложений, данных в иной последовательности; полные ответы на вопросы в связи с подготовкой к пересказу текста;
  • развитие умения пересказывать тексты;
  • заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.
  1. Обучение грамоте
  • звуковой анализ слов;
  • деление слов на слоги, составление слоговой схемы односложных и двусложных слов;
  • звуко-слоговой анализ слов типа «косы, сани, суп, утка»;
  • умение составить схему слова из полосок и фишек;
  • звуки гласные и согласные, твердые и мягкие; качественная характеристика звуков;
  • усвоение слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук);
  • формирование умения находить в слове ударный гласный;
  • умение подбирать слова к данным схемам;
  • умение подбирать слова к данной модели (первый звук твердый согласный, второй — гласный, третий — мягкий согласный, четвертый — гласный и т.п.);
  • работа с разрезной азбукой, чтение;
  • умение составлять слова из букв разрезной азбуки, из данных слогов, дополнять слова недостающими буквами;
  • преобразование слов «суп-сук, Тата-Ната» путем замены одной буквы;
  1. Письмо букв и слов

Усвоение следующих навыков: слова пишутся раздельно, имена людей и клички животных пишутся с заглавной буквы.

  1. Звуки и буквы
  • умение различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие (только по отношению к парным по звонкости-глухости звукам);
  • умение давать качественную характеристику звукам (гласный-согласный, твердый — мягкий, звонкий — глухой);
  • усвоение букв Б, В, Д, Э, Г, Ш, Е, Л, Ж, Е, Р, Й.
  1. Слово
  • звуко-слоговой анализ слов типа «вагон», «вагоны», «кошка», «плот», «краска», «красный» и некоторых более сложных, произношение которых не расходится с написанием;
  • выкладывание слов из букв, выделение из слов ударного гласного;
  • выкладывание слов из букв разрезной азбуки после анализа и без предварительного анализа;
  • преобразование слов путем замены или прибавления букв (мышка-мишка-мушка, стол-столик и т.п.);
  • добавление в надписи пропущенных букв (ми-ка);
  • закрепление навыка подбора слов к звуковым схемам или по модели;
  • проведение в занимательной форме (в виде игр на внимание, соревнований), упражнений, направленных на усвоение звукового анализа слов;
  • усвоение буквенного состава слов типа «вата», «ветка», постепенно усложняя слова;
  • заполнение схем, обозначающих буквенный состав слова;
  • проведение в занимательной форме (в виде кроссвордов, шарад, загадок), упражнений, направленных на усвоение буквенного анализа слов.
  1. Предложение
  • умение членить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами;
  • умение составлять из букв разрезной азбуки предложения из 3-4 слов после анализа и без предварительного анализа.
  1. Чтение

Обучение чтению предложений и текстов — 13-16 недель обучения.

  • усвоение слогового чтения слов указанной сложности и отдельных более сложных слов (после анализа) с правильным произнесением всех звуков, в меру громким, отчетливым произнесением слов;
  • чтение предложений;
  • умение выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами (ежик сидит … елкой);
  • правильное четкое слоговое чтение небольших легких текстов; соблюдение при чтении пауз на точках;
  • осмысленные ответы на вопросы по прочитанному тексту; умение поставить вопросы к прочитанному;
  • пересказ прочитанного;
  • закрепление навыка контроля за правильностью и отчетливостью своей речи.

 

Третий период обучения: март, апрель, май

Индивидуальные занятия

Окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии с индивидуальными планами и планом фронтальных занятий.

Подгрупповые и групповые занятия

  1. Формирование звукопроизношения
  • закрепление правильного произношения звуков ц, ч, щ и всех ранее пройденных;
  • различение на слух звуков ч-ть-сь-щ, ц-ть-с, щ-ч-сь-ш;
  • дифференциация правильно произносимых звуков ч-ть, ч-сь, ц-с, щ-ш, щ-ч, щ-сь;
  • в связи с окончательным закреплением правильного произношения всех звуков речи усвоение слов сложного звуко-слогового состава (учительница, часовщик, электрический), употребление их в самостоятельной речи;
  • анализ слов сложного звуко-слогового состава.
  1. Развитие речи
  • развитие внимания к изменению грамматических форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия;
  • закрепление полученных ранее навыков.
  1. Словарная работа
  • закрепление (на новом лексическом материале) полученных навыков образования слов путем присоединения приставки или суффикса, путем словосложения;
  • образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учить-учитель-учительница — ученик; футбол-футболист); умение использовать образованные слова в составе предложений;
  • формирование умения подбирать родственные слова (снег, снежок, снеговик, снегурочка, снежный);
  • образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (на усложненном лексическом материале);
  • привлечение внимания к многозначности слов (иголка для шитья, иголка у ежа, иголки у елки).
  1. Предложение
  • закрепление на новом лексическом материале навыков составления и распространения предложения;
  • умение пользоваться предложениями с предлогами «из-под» и «из-за» (кот вылез из-под стола);
  • привлечение внимания к предложениям с однородными членами (Дети бегали. Дети прыгали — Дети бегали и прыгали);
  • составление предложений по опорным словам (мальчик, поймать, ежик. В лесу под кустом мальчик поймал колючего ежика. Маленького колючего ежика мальчик поймал на опушке леса);
  • привлечение внимания к сложноподчиненным предложениям с союзами «чтобы», «потому что», «если» и др. (Мы сегодня не пойдем гулять, потому что идет дождь. Я буду рисовать, если Вы дадите мне альбом и цветные карандаши); к предложениям с относительным местоимением «который» (Роме понравился трактор. Трактор подарил ему брат. — Роме понравился трактор, который подарил ему брат).
  1. Связная речь
  • закрепление всех полученных ранее навыков;
  • формирование умения использовать при пересказе сложные предложения (Зайка не мог достать морковку, потому что он был маленький, а снеговик большой);
  • развитие умения связно и последовательно пересказывать тексты, пользуясь фонетически и грамматически правильной выразительной речью;
  • формирование навыка составления рассказов по картинке, по серии картин;
  • заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.
  1. Обучение грамоте

Закрепление ранее сформированных навыков.

  1. Звуки и буквы
  • дальнейшее развитие навыков различения звуков;
  • усвоение букв Ь, Ч, Ц, Ф, Щ, Ъ, Ь – разделительный (24-31 недели обучения);
  • закрепление и дальнейшее развитие навыки использования при письме ранее пройденных букв Е, Ё и усвоение букв Ю, Я.
  1. Слово
  • закрепление навыка звуко-слогового анализа слов различной сложности, произношение которых не расходится с написанием;
  • подбор слов по схемам и моделям;
  • проведение в занимательной форме упражнений в определении звукового состава слов;
  • усвоение буквенного состава слов различной сложности;
  • дальнейшее усвоение навыков выкладывания и письма слов с буквами Я, Е, Ё, Й;
  • формирование умения выкладывать и писать слова с буквами Ь (как знак мягкости), буквы Ю. Умение выкладывать и писать слова с сочетаниями «ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»;
  • проведение в занимательной форме (загадки, кроссворды, ребусы и т.п.) постепенно усложняющихся упражнений, направленных на определение буквенного состава слов.
  1. Предложение
  • выкладывание из букв разрезной азбуки и письмо небольших (3-5 слов) предложений с предварительным орфографическим и звуковым анализом и самостоятельно;
  • введение в предложение отдельных слов, написание которых требует применения правил (Дети катались на коньках).
  1. Чтение
  • дальнейшее развитие навыков чтения;
  • правильное слоговое чтение небольших рассказов с переходом на чтение целыми словами;
  • закрепление умения давать определенные ответы по прочитанному, ставить вопросы к несложному тексту, пересказывать прочитанные тексты;
  • заучивание наизусть прочитанных стихотворений, скороговорок, загадок.

2.3.1.            Календарно-тематическое планирование логопедических занятий

по формированию лексико-грамматических категорий и фонематических процессов

в подготовительной группе компенсирующей направленности на 2023 – 2024 учебный год.

Период Месяц Неделя Лексическо-грамматическая тема Звуко — буквенный анализ и синтез

Подготовка к обучению грамоте

I период Сентябрь 04.09.23 – 08.09.23 Фрукты О б с л е д о в а н и е   р е ч и
11.09.23 – 15.09.23 Овощи
18.09.23 – 22.09.23 Сад – огород. Предложение. Слово. Слово. Слоги. Звуки.
25.09.23 – 29.09.23 Деревья. Звук и буква У. Звук и буква А.
Октябрь 02.10.23 – 06.10.23 Ягоды. Звук и буква И. Звуки и буквы У-А-И.
09.10.23 – 13.10.23 Грибы. Звук и буква О. Звуки П-П’. Буква П.
16.10.23 – 20.10.23 Осень. Звуки Т-Т’. Буква Т. Звуки К-К’. Буква К.
23.10.23 – 27.10.23 Посуда. Звуки и буквы П-Т-К. Ударение.
Ноябрь 30.10.23 – 03.11.23 Продукты питания. Звуки Х-Х’. Буква Х. Звуки и буквы К-Х.
07.11.23 – 10.11.23 Одежда. Звук и буква Ы. Звуки и буквы Ы-И.
13.11.23 – 17.11 23 Обувь. Звуки М-М’. Буква М. Звуки Н-Н’. Буква Н.
20.11.23 – 24.11.23 Головные уборы. Звуки и буквы М-Н. Звук и буква Э.
27.11.23 – 01.11.23 Зима. Животные зимой. Звуки Б-Б’. Буква Б. Звуки и буквы П-Б.
   
II период Декабрь 04.12.23 – 08.12.23 Зима. Зимние забавы. Звуки Д-Д’. Буква Д. Звуки и буквы Т-Д.
11.12.23 – 15.12.23 Зимующие птицы. Звуки Г-Г’. Буква Г. Звуки и буквы К-Г.
18.12.23 – 22.12.23 Новогодние игрушки. Звуки С-С’. Буква С. Звуки З-З’. Буква З.
25.12.23 – 29.12.23 Праздник Новый год. Звуки и буквы С-З. Закрепление.
Январь З и м н и е   к а н и к у л ы
15.01.24 – 19.01.24 Дикие животные. Звуки Ф-Ф’. Буква Ф. Звуки В-В’. Буква В.
22.01.24 – 26.01.24 Домашние животные. Звуки и буквы Ф-В. Звук и буква Ш.
29.01.24 – 02.02.24 Домашние птицы. Звук и буква Ж. Звуки и буквы Ш-Ж.
Февраль 05.02.24 – 09.02.24 Мебель. Звуки Л-Л’. Буква Л. Звук и буква Й.
12.02.24 – 16.02.24 Транспорт. Буква Я. Буква Е.
19.02.24 – 22.02.24 День защитника отечества. Буква Ё. Буква Ю.
26.02.24 – 01.03.24 Электроприборы. Звуки Л’-Й’. Звуки Л’-Й’.
   
III период Март 04.03.24 – 07.03.24 Женский день 8 марта. Звуки Р-Р’. Буква Р. Звуки и буквы Р-Л.
11.03.24 – 15.03.24 Перелетные птицы. Звуки и буквы С-Ш. Звуки и буквы С-Ш.
18.03.24 – 22.03.24 Весна. Звуки и буквы З-Ж. Звуки и буквы З-Ж.
25.03.24 – 29.03.24 Профессии. Инструменты. Звук Ц. Буква Ц. Звуки и буквы Ц-С-С’.
Апрель 01.04.24 – 05.04.24 Зоопарк. (Животные севера. Животные жарких стран.) Звук Ч’. Буква Ч. Звуки Т’-Ч’.
08.04.24 – 12.04 24 Космос. День Космонавтики. Звук Щ’. Буква Щ. Звуки Щ’-Ч’.
15.04.24 – 19.04.24 Рыбы. Звуки Щ’-С’-С. Звуки Щ’-Ш.
22.04.24 – 26.04.24 Насекомые. Закрепление. Закрепление.
Май 29.04.24 – 03.05.24

06.05.24 – 08.05.24

Наша страна. День Победы.

 

Звуко-буквенный

анализ и синтез.

Звуко-буквенный

анализ и синтез.

13.05.24 – 17.05.24 Школьные принадлежности. Закрепление. Закрепление.
20.05.24 – 24.05.24 Цветы. О б с л е д о в а н и е   р е ч и
27.05.24 – 31.05.24 Лето.

 

2.3.2.                       Тематическое планирование логопедических занятий

по коррекции звукопроизношения

в подготовительной группе компенсирующей направленности на 2023 – 2024 учебный год.

   Звук Ш
№ п/п Тема занятия
1 Постановка звука [Ш]. Автоматизация звука в слогах.
2 Слова с прямыми слогами «ША, ШО-ШЁ» с ударением на слоге в начале слова.
3 Слова с прямыми слогами «ШИ, ШУ, ШЕ» с ударением на слоге в начале слова.
4 Слова с прямыми слогами «ША, ШЁ, ШИ, ШУ, ШЕ» с ударением на слоге в середине слова.
5 Слова с прямыми слогами «ША, ШУ, ШИ» без ударения на слоге.
6 Слова со стечением согласных в слоге.
7 Автоматизация звука [ш] в чистоговорках.
8 Автоматизация звука [ш] в предложениях.
9 Автоматизация звука [ш] в тексте. Потешки.
10 Слова с обратными слогами «АШ, ОШ» с ударением на слоге.
11 Слова с обратными слогами «УШ, ЫШ» с ударением на слоге.
12 Слова с обратными слогами «ЯШ, ЁШ, ЕШ, ИШ» с ударением на слоге.
13 Слова с обратными слогами «АШ, УШ, ЫШ, ЮШ, ИШ» без ударения на слоге.
14 Автоматизация звука [ш] в предложениях.
15 Автоматизация звука [ш] в тексте. Потешки.

 

   Звук Ж
№ п/п Тема занятия
1 Постановка звука [Ж]. Автоматизация звука в слогах.
2 Слова с прямыми слогами «ЖА, ЖО-ЖЁ, ЖУ, ЖЕ, ЖИ» с ударением на слоге в начале слова.
3 Слова с прямыми слогами «ЖА, ЖЁ, ЖУ, ЖЕ, ЖИ» с ударением на слоге в середине слова.
4 Слова с прямыми слогами «ЖА, ЖУ, ЖИ» без ударения на слоге.
5 Автоматизация звука [ж] в чистоговорках.
6 Автоматизация звука [ж] в предложениях.
7 Автоматизация звука [ж] в тексте. Потешки.
8 Слова с обратными слогами «_Ж» с ударением на слоге.

Слова с обратными слогами без ударения на слоге.

9 Автоматизация звука [ж] в предложениях.
10 Автоматизация звука [ж] в предложениях.
11 Автоматизация звука [ж] в тексте. «Медвежонок».
12 Автоматизация звука [ж] в тексте. «Жёлтая считалка».

 

   Звук Щ
№ п/п Тема занятия
1 Постановка звука [Щ’]. Автоматизация звука в слогах.
2 Слова с прямыми слогами «ЩА, ЩУ» с ударением на слоге.
3 Слова с прямыми слогами «ЩЁ, ЩИ, ЩЕ» с ударением на слоге.
4 Слова с прямыми слогами «ЩА, ЩУ, ЩИ» без ударения на слоге.
5 Слова с обратными слогами «_Щ».
6 Автоматизация звука [щ’] в чистоговорках.
7 Автоматизация звука [щ’] в чистоговорках. «Чистим вещи».
8 Автоматизация звука [щ’] в предложениях.
9 Автоматизация звука [щ’] в тексте. «Котище».
10 Автоматизация звука [щ’] в тексте. «Два щенка».

 

 

 

   Звук Ч
№ п/п Тема занятия
1 Постановка звука [Ч’]. Автоматизация звука в слогах.
2 Слова с обратными слогами «АЧ, ОЧ, УЧ, ЯЧ, ЮЧ, ИЧ, ЕЧ» с ударением на слоге в конце слова.
3 Слова с обратными слогами «АЧ, ОЧ, УЧ, ЫЧ, ЮЧ, ИЧ, ЕЧ» с ударением на слоге в середине слова.
4 Слова с обратными слогами «АЧ, УЧ, ЫЧ, ИЧ, ЯЧ» без ударения на слоге.
5 Автоматизация звука [ч’] в чистоговорках.
6 Автоматизация звука [ч’] в предложениях.
7 Слова с прямыми слогами «ЧА, ЧЁ, ЧУ, ЧИ, ЧЕ» с ударением на слоге в начале слова.
8 Слова с прямыми слогами «ЧА, ЧО-ЧЁ, ЧУ, ЧИ, ЧЕ» с ударением на слоге в середине слова.
9 Слова с прямыми слогами «ЧА, ЧУ, ЧИ» без ударения на слоге.
10 Автоматизация звука [ч’] в чистоговорках.
11 Автоматизация звука [ч’] в предложениях.
12 Автоматизация звука [ч’] в тексте. Потешки.

 

 

   Звук Л
№ п/п Тема занятия
1 Постановка звука [Л]. Автоматизация звука в слогах.
2 Слова с прямыми слогами «ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ» с ударением на слоге в начале слова.
3 Слова с прямыми слогами «ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ» с ударением на слоге в середине слова.
4 Слова с прямым слогом «ЛА» без ударения на слоге.
5 Слова с прямыми слогами «ЛУ, ЛЫ» без ударения на слоге.
6 Автоматизация звука [л] в чистоговорках.
7 Автоматизация звука [л] в чистоговорках. «Пчела».
8 Автоматизация звука [л] в чистоговорках. «Пила».
9 Автоматизация звука [л] в чистоговорках. «Юла».
10 Автоматизация звука [л] в чистоговорках. «Игла».
11 Автоматизация звука [л] предложениях.
12 Слова со стечением согласных в слоге «_ЛА».
13 Слова со стечением согласных в слогах «_ЛО, _ЛУ, _ЛЫ».
14 Слова с обратными слогами «АЛ, ОЛ» с ударением на слоге в конце слова.
15 Слова с обратными слогами «УЛ, ЫЛ» с ударением на слоге в конце слова.
16 Слова с обратными слогами «АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ» с ударением на слоге в середине слова.
17 Автоматизация звука [л] в чистоговорках.
18 Слова с обратными слогами «ЯЛ, ЁЛ» с ударением на слоге.
19 Слова с обратными слогами «ЕЛ, ИЛ» с ударением на слоге.
20 Слова с обратными слогами «АЛ, УЛ, ЯЛ, ЕЛ, ИЛ» без ударения на слоге.
21 Автоматизация звука [л] в чистоговорках.
22 Автоматизация звука [л] предложениях.
23 Слова с двумя звуками [л].
24 Автоматизация звука [л] предложениях.
25 Автоматизация звука [л] в тексте. «Ёлка».
26 Автоматизация звука [л] в тексте. «Всё бело…»
27 Автоматизация звука [л] в тексте. «Белый цвет».

 

   Звук Л
№ п/п Тема занятия
1 Постановка звука [Л’]. Автоматизация звука в слогах.
2 Слова с обратными слогами «_ЛЬ» с ударением и без ударения на слоге.
3 Слова с прямым слогом «ЛЯ» с ударением и без ударения на слоге.

Слова со стечением согласных в слоге.

4 Слова с прямым слогом «ЛИ» с ударением и без ударения на слоге.

Слова со стечением согласных в слоге.

5 Слова с прямым слогом «ЛЕ» с ударением и без ударения на слоге.

Слова со стечением согласных в слоге.

6 Слова с прямым слогом «ЛЁ» с ударением на слоге.

Слова со стечением согласных в слоге.

7 Слова с прямым слогом «ЛЮ» с ударением и без ударения на слоге.

Слова со стечением согласных в слоге.

8 Автоматизация звука [л’] в предложениях.
9 Автоматизация звука [л’] в тексте. «Валенки».
10 Автоматизация звука [л’] в тексте. «Лебеди».
11 Автоматизация звука [л’] в тексте. «Лисята».

 

   Звук Р
№ п/п Тема занятия
1 Постановка звука [Р]. Автоматизация звука в слогах.
2 Слова с прямыми слогами «РА, РО, РУ, РЫ» в начале слова с ударением на слоге.
3 Слова с прямыми слогами «РА, РО, РУ, РЫ» в середине слова с ударением на слоге.
4 Слова с прямыми слогами «РА, РУ, РЫ» без ударения на слоге.
5 Автоматизация звука [р] в чистоговорках.
6 Автоматизация звука [р] в чистоговорках. «Мухомор в бору».
7 Автоматизация звука [р] в чистоговорках. «Гора».
8 Слова с обратным слогом «АР» с ударением на слоге.
9 Слова с обратными слогами «ОР, УР, ЫР» с ударением на слоге.
10 Слова с обратными слогами «ЯР, ЁР» с ударением на слоге.
11 Слова с обратными слогами «ЮР, ЕР, ИР» с ударением на слоге.
12 Слова с обратными слогами «АР, УР, ИР, ЕР» без ударения на слоге.
13 Автоматизация звука [р] в чистоговорках.
14 Автоматизация звука [р] в предложениях.
15 Автоматизация звука [р] в предложениях.
16 Слова со стечением согласных в слоге.
17 Слова с прямыми слогами «ТР_» с ударением на слоге.
18 Слова с прямыми слогами «ТР_» без ударения на слоге.
19 Слова со стечением согласных в слоге.
20 Слова с обратными слогами «_ТР».

Слова с прямыми слогами «ДР_» с ударением и без ударения на слоге на слоге.

21 Автоматизация звука [р] в чистоговорках.
22 Автоматизация звука [р] в предложениях.
23 Слова с двумя звуками [р].
24 Автоматизация звука [р] в предложениях.
25 Автоматизация звука [р] в тексте. «Радуга».
26 Автоматизация звука [р] в тексте. «Вертолёт».
27 Автоматизация звука [р] в тексте. «Рыбка».

 

   Звук Р
№ п/п Тема занятия
1 Постановка звука [Р’]. Автоматизация звука в слогах.
2 Слова с обратным слогом «АРь» с ударением на слоге.
3 Слова с обратными слогами «ЕРь, ИРь, ЫРь, АРь, Орь» с ударением и без ударения на слоге.
4 Слова с прямым слогом «РЯ» с ударением на слоге.
5 Слова с прямым слогом «РЯ» без ударения на слоге. Слова со стечением согласных в слоге.
6 Слова с прямым слогом «РИ» с ударением на слоге.
7 Слова с прямым слогом «РИ» без ударения на слоге. Слова со стечением согласных в слоге.
8 Слова с прямым слогом «РЕ» с ударением на слоге.
9 Слова со стечением согласных в слоге «РЕ». Слова с прямым слогом «РЁ».
10 Слова с прямым слогом «РЮ» с ударением на слоге.
11 Слова с прямым слогом «РЮ» без ударения на слоге. Слова со стечением согласных в слоге.
12 Автоматизация звука [р’] в предложениях.
13 Автоматизация звука [р’] в предложениях.
14 Автоматизация звука [р’] в тексте. «Теремок».
15 Автоматизация звука [р’] в тексте. «Андрюшка».

 

   Звук С
№ п/п Тема занятия
1 Постановка звука [С]. Автоматизация звука в слогах.
2 Слова с прямыми слогами «СА, СО, СУ, СЫ» с ударением на слоге в начале слова.
3 Слова с прямыми слогами «СА, СО, СУ, СЫ» с ударением на слоге в середине слова.
4 Слова с прямыми слогами «СА, СУ, СЫ» без ударения на слоге.
5 Слова со стечением согласных в слоге.
6 Слова со стечением согласных в слоге.
7 Автоматизация звука [с] в чистоговорках.
8 Автоматизация звука [с] в предложениях.
9 Слова с обратными слогами «АС, ОС, УС, ЫС» с ударением на слоге.
10 Слова с обратными слогами «ЯС, ЁС, ЕС, ИС» с ударением на слоге.
11 Слова с обратными слогами «УС, ИС» без ударения на слоге.
12 Автоматизация звука [с] в чистоговорках.
13 Слова со стечением согласных в слоге.
14 Слова с двумя звуками [с].
15 Автоматизация звука [с] в предложениях.

 

   Звук С
№ п/п Тема занятия
1 Постановка звука [С’]. Автоматизация звука в слогах.
2 Слова с прямыми слогами «СЯ, СЁ» с ударением и без ударения на слоге.
3 Слова с прямыми слогами «СЮ, СЕ» с ударением и без ударения на слоге.
4 Слова с прямым слогом «СИ».

Слова с обратными слогами «_СЬ» с ударением и без ударения на слоге.

5 Автоматизация звука [с’] в чистоговорках.
6 Автоматизация звука [с’] в предложениях

 

 

   Звук З
№ п/п Тема занятия
1 Постановка звука [З]. Автоматизация звука в слогах.
2 Слова с прямыми слогами «ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ» с ударением на слоге.
3 Слова с прямыми слогами «ЗА, ЗУ, ЗЫ» без ударения на слоге.
4 Слова со стечением согласных в слоге.
5 Автоматизация звука [з] в чистоговорках.
6 Автоматизация звука [з] в предложениях.
7 Слова с обратными слогами с ударением на слоге.
8 Слова с обратными слогами без ударения на слоге.
9 Автоматизация звука [з] в предложениях.
10 Автоматизация звука [з] в тексте. Потешки.

 

 

   Звук З
№ п/п Тема занятия
1 Постановка звука [З’]. Автоматизация звука в слогах.
2 Слова с прямыми слогами «ЗЯ, ЗЮ, ЗЁ» с ударением и без ударения на слоге.
3 Слова с прямыми слогами «ЗИ, ЗЕ, ЗЬ» с ударением и без ударения на слоге.
4 Слова со стечением согласных в слоге.
5 Автоматизация звука [з’] в чистоговорках.
6 Автоматизация звука [з’] в предложениях.
7 Автоматизация звука [з’] в тексте. Потешки.

 

 

   Звук Ц
№ п/п Тема занятия
1 Постановка звука [Ц]. Автоматизация звука в слогах.
2 Слова с обратными слогами «ЕЦ, ЯЦ, АЦ, ЁЦ, ИЦ» с ударением на слоге.
3 Слова с обратными слогами «_Ц» без ударения на слоге.
4 Автоматизация звука [ц] в чистоговорках.
5 Автоматизация звука [ц] в предложениях.
6 Слова с прямыми слогами «ЦА, ЦО, ЦЫ-ЦИ, ЦЕ» с ударением на слоге.
7 Слова с прямым слогом «ЦА» без ударения на слоге.
8 Слова с прямым слогом «ЦЫ-ЦИ» без ударения на слоге.
9 Автоматизация звука [ц] в чистоговорках.
10 Автоматизация звука [ц] в предложениях.
11 Автоматизация звука [ц] в тексте. «Гонцы».
12 Автоматизация звука [ц] в тексте. «Цыплята».

 

 2.4. Методы и технологии коррекционно-логопедической работы

Методы логопедического воздействия:

  • словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, работа с учебником и др.);
  • наглядные методы (демонстрация, показ, действия со схемами и таблицами и др.);
  • практические методы (показ способа действия, алгоритма решения, практикум, упражнения, тренинг и др.);
  • методы контроля и самоконтроля;
  • методы формирования личностных результатов (методы воспитания).

 

Технологии в коррекционно-логопедической работе:

  • Технология логопедического обследования (Е.В. Мазанова «Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР. Методические указания и картинный материал»)

направлена на комплексное обследование всех сторон речи и анализ полученных данных представлены с учетом того, что первичная несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечет за собой изменения всей речевой системы; психолого-педагогический анализ структуры речевых дефектов позволяет выявить особенности взаимодействия неречевых и речевых отклонений в каждом случае.

  • Технология коррекции звукопроизношения (Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб, 1994 г.)

направлена на коррекцию различных видов нарушений произношения звуков: их отсутствия, замены, искажения; постановку и автоматизацию звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в связной речи; развитие фонематических процессов: фонематического слуха, дифференцирования звуков близких по акустическим и артикуляторным характеристикам.

  • Технология развития лексико-грамматического строя речи и навыков самостоятельного высказывания (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. Практическое пособие». М., 2005 г.)

направлена на обогащение и активизацию словаря, развитие умений правильно употреблять грамматические категории в самостоятельной речи; развитие навыков словообразования и словоизменения; направлена на предупреждение и устранение аграмматизмов; формирование навыков построения суждений на заданную тему; развитие диалогической и монологической речи.

  • Игровые технологии («Игры в логопедической работе с детьми». / Под редакцией Селиверстова В.И. — М.: Просвещение, 2002)

направлены на включение детей в образовательную деятельность, коллективную деятельность и общение, организацию заинтересованной познавательной деятельности дошкольников.

  • Технология дифференцированного обучения

направлена на создание оптимальных условий для выявления и коррекции речевых нарушений, учитывая личностные отношения воспитанников к окружающей действительности, степень освоения нового материала, интерес к изучению нового материала.

  • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

направлены на положительное воздействие на различные стороны речи, психическое развитие детей; использование обучающих компьютерных программ, компьютерных презентаций на всех этапах обучения в индивидуальной и подгрупповой образовательной деятельности применяется как наглядный дидактический материал, а также как средство визуализации и опосредованного произношения.

  • Технология формирования слоговой структуры слова (Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей. — С-П. 2000)

направлена на «включение» в работу помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного; расширение и усложнение структуры осваиваемых слов за счёт уже имеющихся в речи ребёнка конструкций; обращение внимания на смыслообразующую роль фонем и семантику гласных.

  • Технология наглядного моделирования/ Мнемотехника (Ткаченко Т. А., Леушина А. М., Глухов В. П., Пеньевской Л. А. и др.)

облегчает запоминание у детей и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций посредством создания мнемотаблиц, коллажей, при обучении составлению описательных рассказов, пересказов, заучивании стихов, для обогащения словарного запаса, а также при автоматизации звуков. Обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

  • Технология позитивного настроя

направлена на создание ситуации успеха; применяется в учебном процессе на всех этапах образовательной деятельности; используются такие направления как: метод позитивного настроя; метод поддержки и похвалы; прием комплимента; звукотерапия; сказкотерапия; метод волшебный рисунок (рисуем то, о чем мечтаем); метод визуализации «волшебный экран» (представляем то, о чем мечтаем). Результатом использования данной технологии является: дети с ОНР активнее познают окружающий мир, запоминают и делают определенные, собственные умозаключения.

2.5. Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса

Участниками коррекционно-образовательного процесса в ГКН являются ребенок, родители (законные представители), учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели и другие специалисты ДО МОУ СОШ 24.

Учитель-логопед взаимодействует с педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателями, медицинским работником ДО. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам ДО, родителям (законным представителям) детей в определении причин нарушений речи и дает рекомендации по их преодолению; участвует в работе методических объединений учителей-логопедов.

Все специалисты в своей работе учитывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре осуществляют общеобразовательные мероприятия, предусмотренные  программой детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обеспечивая тем самым гармоничное всестороннее развитие детей, имеющих тяжёлые нарушения речи.

Подробное содержание взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса находится в годовом плане, утвержденном директором ДО МОУ СОШ 24.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организация коррекционно-логопедической работы

Учебный год длится с 1 сентября 2023 г. по 31 мая 2024 г.

С 01 сентября 2023 г. по 15 сентября 2023 г. и с 20 мая 2024 г. по 31 мая 2024 г. проводится логопедическая диагностика индивидуального развития детей, сбор анамнеза, корректировка адаптированной основной образовательной программы.

С 18 сентября 2023 г. по 17 мая 2024 г. проводится непосредственно коррекционно-логопедическая работа в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Продолжительность образовательной недели – 5 дней.

Занятия с детьми проводятся по утвержденному расписанию.

В соответствии с Положением об оказании логопедической помощи в МОУ СОШ № 24 (п.2.8.), непосредственно коррекционно-логопедическая работа с детьми дошкольного отделения проводится как в часы самостоятельной деятельности детей, так и в часы непосредственно образовательной деятельности и совместной деятельности воспитателя с детьми, а также образовательной деятельности в ходе режимных моментов.

Модель организации коррекционно-образовательного процесса в учебном году.

Этапы Задачи этапа Результат
1 этап

исходно-

диагностический

с 01.09.2023 г.

по 15.09.2023 г.

1. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка.

2. Проведение процедуры психолого-педагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте.

 

Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка, задач коррекционной работы.
2 этап

организационно-

подготовительный

в течение года

1. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций.

2. Конструирование индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования.

3. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы.

4. Формирование информационной готовности педагогов ДО МОУ СОШ 24 и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

5. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического обследования,  структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада.

Составление календарно-тематического планирования занятий;

планы индивидуальной работы; взаимодействие специалистов ДО и родителей ребёнка с нарушениями речи.

3 этап

коррекционно-

развивающий

с 18.09.2023 г.

по 17.05.2024 г.

1. Реализация задач, определённых в индивидуальных, подгрупповых коррекционных программах.

2. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг.

3. Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния субъектов коррекционно-образовательного процесса.

 

Достижение положительной динамики в устранении у детей речевых нарушений.
4 этап

итогово-

диагностический

с 20.05.2024 г.

по 31.05.2024 г.

1. Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми

(в индивидуальном плане).  

2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей, выпускников ДО – группы для детей с нарушениями речи.

 

Подведение итогов логопедической работы.

Корректировка планов дальнейшей коррекции речевых нарушений.

 

Следует отметить, что данное деление задач по этапам достаточно условно. Так, задача организационно-подготовительного этапа – определение индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения реализуется на протяжении всего учебного процесса, вносятся коррективы с учётом наличия либо отсутствия динамики коррекции. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом осуществляется в течение всего учебного года.

 

 

 

 

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (логопедическим кабинетом), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) с учетом особенностей детей с речевыми нарушениями.

В логопедическом кабинете имеются оборудование и наглядно-дидактические материалы но следующим центрам (разделам):

  1. Центр речевого развития (развитие лексики, формирование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты, развитие связной речи, коррекция звукопроизношения).
  2. Центр развития речевого дыхания.
  3. Центр моторного и конструктивного развития.
  4. Центр развития познавательных и психических процессов.

Подробное содержание каждого центра развития находится в паспорте логопедического кабинета.

 

3.3. Материально-технические условия

В пространстве логопедического кабинета условно можно выделить 3 зоны:

  1. зона для индивидуальных занятий, в которой пространственно-организующим элементом выступает настенное зеркало (проводится работа по артикуляционной гимнастике, по постановке и автоматизации звуков и другие упражнения);
  2. зона для подгрупповых занятий – образуется из стола и стульев для детей, настенной магнитной доски, наборного полотна;
  3. зона рабочего места учителя-логопеда – состоит из письменного стола, шкафов для наглядных пособий, книг и др., компьютера и пр.

Мебель и оборудование: профессиональный стол логопеда с зеркалом и монитором, стол для логопеда, стол детский со стульями, шкафы.

Аппараты и приборы: компьютер, монитор, принтер, зеркала настольные, песочные часы.

Оборудование для демонстрации: настенная магнитная доска, наборное полотно.

Дидактический материал: настенная касса букв, настенная слоговая таблица, индивидуальные кассы букв и слогов, звуковые и слоговые схемы слов, различные речевые игры для развития мелкой моторики, сенсорных способностей, внимания и памяти, мыслительных операций, наглядно-иллюстративный материал для развития устной и письменной речи, и др.

Подробное содержание материально-технических условий находится в паспорте логопедического кабинета.

 

3.4. Программно-методическое обеспечение

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.- СПб.: Детство-Пресс, 2009.
  2. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. — М.:АСТ: Астрель, Владимир, 2011.
  3. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.- СПб.: Библиополис. 1994.
  4. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. – М.: ГИЦ Владос, 2011.
  5. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1985.
  6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально — подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
  7. Мазанова Е.В. «Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР. Методические указания и картинный материал».
  8. Методы обследования речи детей. Под ред. Г. В. Чиркиной.- М.: АРКТИ, 2010.
  9. Смирнова Л.Н. Большая книга логопедических игр.- М.: АСТ: Астрель, 2010.
  10. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
  11. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей с ОНР. В 4-х альбомах. – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2006.
  12. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В. //Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. — М.2009.
  13. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи //Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2010.
  14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
  15. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.- М.: Айрис-пресс, 2008.

Подробное содержание программно-методического обеспечения находится в паспорте логопедического кабинета.

Скачать документ Рабочая программа_23-24 г.г.

 

Comments are closed.

Logos работает на WordPress
Методическая копилка RSS Войти