Конспект занятия «Итоговое занятие по I этапу коррекционного обучения»

Конспекты занятий Add comments

Цели:

— определить навык сформированности буквенного гнозиса;

— проверить сформированность навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;

— выявить навыки сформированности слоговой структуры слова;

— выявить навыки сформированности графически сходных букв (а-о, у-и, п-т, б-д и т.д.);

— выявить практическое умение обозначать мягкость согласных с помощью гласных второго ряда и с помощью «ь»;

— проверить сформированность навыков дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;

— определить сформированность навыков работы с деформированным предложением.

Коррекционно – воспитательные задачи:

— развитие и активизация речевой и речемыслительной деятельности;

— развитие внимания;

— развитие наблюдательности к языковым явлениям;

— развитие зрительной и слуховой памяти;

— развитие пространственной ориентации;

— развитие способности к переключению, самоконтролю;

— развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.

Оборудование:

— индивидуальные листы с заданиями;

— карточки с буквами, наложенными друг на друга;

— таблицы со схемами звуков;

— раздаточный материал «гласные и согласные звуки»,  «схема предложения»;

— предметные картинки: павлин, кубики, тапки, чайник, бидон, шахматы, садовник, игрушки, витамины;

— мяч;

— карточки с деформированными предложениями (на доску и индивидуально);

— фишки для поощрения.

Ход занятия:

I. Оргмомент.

Развитие буквенного гнозиса.

— Здравствуйте, ребята.

— Сначала сядет тот, у кого в имени есть мягкий согласный звук.

— У вас на партах лежат карточки с буквами. Но буквы «наложились» друг на друга. Сядет тот, кто сможет назвать, какие буквы записаны на карточке.

Примеры наложенных букв:

— Вы получили листочки, на которых будете выполнять все задания.

— На первой строке запишите свою фамилию и имя.

II. Звуко-буквенный анализ слова.

1. Работа с таблицами.

— Давайте вспомним, что такое буквы? (Буквы пишем и видим)

— Что такое звуки? (Звуки слышим и произносим)

— Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)

— Как доказать что звук гласный? (Воздух выходит свободно, голос поёт)

— Как доказать что звук согласный? (Воздух встречает преграду: губы, зубы, язык)

— Какие бывают согласные звуки? (Твёрдые и мягкие; звонкие и глухие)

2. Звуко-буквенный анализ слова.

— Назовите, кто изображён на картинке. (павлин)

— Выложите фишками звуковую схему слова «павлин».

— Сколько всего звуков в этом слове?

— Назовите 1-й звук. Дайте его характеристику.

— Какой последний звук в этом слове? Дайте его характеристику.

— Какой звук стоит между звуками [в] — [и]? Дайте его характеристику.

— Какой звук стоит перед звуком [л’]?

— Какой звук стоит между звуками [п] — [в]?

— Какой звук стоит после звука [л’]?

— Запишите слово «павлин».

— Сколько звуков в этом слове? Сколько букв?

— Посчитайте количество слогов.

— Назовите ударный слог. Ударную гласную.

3. Игра «Фокусник».

— Замените, добавьте или уберите одну букву, так чтобы у вас получилось новое слово.

Работа ведётся на наборном полотне.  Дети выходят и выполняют нужную операцию.

Наборное полотно убирается.

— Найдите на своих листочках задание, где нарисован Фокусник. Запишите на строчках изменённые слова.

III. Слоговая структура слова. Дифференциация графически сходных букв.

Слова подобраны в соответствии с 13-ю группами слоговой структуры слов, предложенных Большаковой С.Е.

Слова подбираются с графически сходными буквами (а-о, у-и, п-т, б-д и т.д.).

Логопед показывает предметные картинки. Дети хором или один из учеников (на усмотрение логопеда) устно диктуют слово, «дирижируя» его рукой. Затем записывают слово самостоятельно на листочке.

Картинки: кубики (и-у), тапки (п-т), бидон (б-д), комната (о-а), молоко (м-л), садовник (о-а), игрушки (и-у), будильник (б-д).

IV. Дифференциация гласных 1-ого и 2-ого ряда.

1. — Прочитайте предложение. Подберите пропущенное слово к каждому предложению.

— Какими звуками различаются слова   рад и ряд?

— Какие гласные написаны в каждом слове?

— Почему?

— Какие гласные пишем после твёрдых согласных?

— Какие гласные пишем после мягких согласных?

— Запишите предложение без ошибок.

2. — Прочитайте на листочке слова следующего задания.


— Найдите ошибки.

— Запишите эти слова правильно.

V. Физминутка. Звуко- буквенный синтез слова.

Игра с мячом «Соедини звуки».

VI. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

— Итак, если согласный звучит мягко, какие гласные можем написать?

— А если согласный звучит мягко, но после него нет гласного звука, то как на письме показать мягкость этого согласного? (с помощью Ь)

— Гиви написал слова. Прочитайте их.

— Исправьте ошибки Незнайки, записав слова правильно.

VII. Деформированное предложение.

На доске карточки со словами:

— Что вы видите на доске: предложение или набор слов?

— Можно ли из этих слов составить предложение?

— Какое предложение получилось?

— Назовите первое слово в этом предложении.

— Назовите второе слово и т.д.

— Сколько всего слов в предложении?

— Какие правила написания предложений вы знаете? (Начало предложения пишется с большой буквы; слова в предложении пишутся отдельно; в конце предложения ставится точка).

— Составьте схему предложения.

— Запишите предложение.

VIII. Дифференциация согласных.

— У вас на партах лежат конверты. Раскройте их.

— У каждого в конверте лежит два набора слов.

Каждый ребёнок получает по 2 предложения, содержащие пары звуков, которые не дифференцировал ранее, например:

— Составьте из каждого набора предложение.

— В некоторых словах вам нужно выбрать правильные буквы.

Дети читают свои предложения, объясняя выбор согласной.

— Запишите предложения. Подчеркните согласные, которые выбрали.

Лексический материал:

IX. Итог занятия.

На протяжении всего занятия за правильные ответы дети получали фишки. В конце занятия дети считают количество фишек и определяют победителя.

Скачать полную версию с приложениями

Comments are closed.

Logos работает на WordPress
Методическая копилка RSS Войти