Конспект занятия «Итоговое занятие по I этапу коррекционного обучения»
Конспекты занятий Add commentsЦели:
— определить навык сформированности буквенного гнозиса;
— проверить сформированность навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;
— выявить навыки сформированности слоговой структуры слова;
— выявить навыки сформированности графически сходных букв (а-о, у-и, п-т, б-д и т.д.);
— выявить практическое умение обозначать мягкость согласных с помощью гласных второго ряда и с помощью «ь»;
— проверить сформированность навыков дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
— определить сформированность навыков работы с деформированным предложением.
Коррекционно – воспитательные задачи:
— развитие и активизация речевой и речемыслительной деятельности;
— развитие внимания;
— развитие наблюдательности к языковым явлениям;
— развитие зрительной и слуховой памяти;
— развитие пространственной ориентации;
— развитие способности к переключению, самоконтролю;
— развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.
Оборудование:
— индивидуальные листы с заданиями;
— карточки с буквами, наложенными друг на друга;
— таблицы со схемами звуков;
— раздаточный материал «гласные и согласные звуки», «схема предложения»;
— предметные картинки: павлин, кубики, тапки, чайник, бидон, шахматы, садовник, игрушки, витамины;
— мяч;
— карточки с деформированными предложениями (на доску и индивидуально);
— фишки для поощрения.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
Развитие буквенного гнозиса.
— Здравствуйте, ребята.
— Сначала сядет тот, у кого в имени есть мягкий согласный звук.
— У вас на партах лежат карточки с буквами. Но буквы «наложились» друг на друга. Сядет тот, кто сможет назвать, какие буквы записаны на карточке.
Примеры наложенных букв:
— Вы получили листочки, на которых будете выполнять все задания.
— На первой строке запишите свою фамилию и имя.
II. Звуко-буквенный анализ слова.
1. Работа с таблицами.
— Давайте вспомним, что такое буквы? (Буквы пишем и видим)
— Что такое звуки? (Звуки слышим и произносим)
— Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)
— Как доказать что звук гласный? (Воздух выходит свободно, голос поёт)
— Как доказать что звук согласный? (Воздух встречает преграду: губы, зубы, язык)
— Какие бывают согласные звуки? (Твёрдые и мягкие; звонкие и глухие)
2. Звуко-буквенный анализ слова.
— Назовите, кто изображён на картинке. (павлин)
— Выложите фишками звуковую схему слова «павлин».
— Сколько всего звуков в этом слове?
— Назовите 1-й звук. Дайте его характеристику.
— Какой последний звук в этом слове? Дайте его характеристику.
— Какой звук стоит между звуками [в] — [и]? Дайте его характеристику.
— Какой звук стоит перед звуком [л’]?
— Какой звук стоит между звуками [п] — [в]?
— Какой звук стоит после звука [л’]?
— Запишите слово «павлин».
— Сколько звуков в этом слове? Сколько букв?
— Посчитайте количество слогов.
— Назовите ударный слог. Ударную гласную.
3. Игра «Фокусник».
— Замените, добавьте или уберите одну букву, так чтобы у вас получилось новое слово.
Работа ведётся на наборном полотне. Дети выходят и выполняют нужную операцию.
Наборное полотно убирается.
— Найдите на своих листочках задание, где нарисован Фокусник. Запишите на строчках изменённые слова.
III. Слоговая структура слова. Дифференциация графически сходных букв.
Слова подобраны в соответствии с 13-ю группами слоговой структуры слов, предложенных Большаковой С.Е.
Слова подбираются с графически сходными буквами (а-о, у-и, п-т, б-д и т.д.).
Логопед показывает предметные картинки. Дети хором или один из учеников (на усмотрение логопеда) устно диктуют слово, «дирижируя» его рукой. Затем записывают слово самостоятельно на листочке.
Картинки: кубики (и-у), тапки (п-т), бидон (б-д), комната (о-а), молоко (м-л), садовник (о-а), игрушки (и-у), будильник (б-д).
IV. Дифференциация гласных 1-ого и 2-ого ряда.
1. — Прочитайте предложение. Подберите пропущенное слово к каждому предложению.
— Какими звуками различаются слова рад и ряд?
— Какие гласные написаны в каждом слове?
— Почему?
— Какие гласные пишем после твёрдых согласных?
— Какие гласные пишем после мягких согласных?
— Запишите предложение без ошибок.
2. — Прочитайте на листочке слова следующего задания.
— Найдите ошибки.
— Запишите эти слова правильно.
V. Физминутка. Звуко- буквенный синтез слова.
Игра с мячом «Соедини звуки».
VI. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
— Итак, если согласный звучит мягко, какие гласные можем написать?
— А если согласный звучит мягко, но после него нет гласного звука, то как на письме показать мягкость этого согласного? (с помощью Ь)
— Гиви написал слова. Прочитайте их.
— Исправьте ошибки Незнайки, записав слова правильно.
VII. Деформированное предложение.
На доске карточки со словами:
— Что вы видите на доске: предложение или набор слов?
— Можно ли из этих слов составить предложение?
— Какое предложение получилось?
— Назовите первое слово в этом предложении.
— Назовите второе слово и т.д.
— Сколько всего слов в предложении?
— Какие правила написания предложений вы знаете? (Начало предложения пишется с большой буквы; слова в предложении пишутся отдельно; в конце предложения ставится точка).
— Составьте схему предложения.
— Запишите предложение.
VIII. Дифференциация согласных.
— У вас на партах лежат конверты. Раскройте их.
— У каждого в конверте лежит два набора слов.
Каждый ребёнок получает по 2 предложения, содержащие пары звуков, которые не дифференцировал ранее, например:
— Составьте из каждого набора предложение.
— В некоторых словах вам нужно выбрать правильные буквы.
Дети читают свои предложения, объясняя выбор согласной.
— Запишите предложения. Подчеркните согласные, которые выбрали.
Лексический материал:
IX. Итог занятия.
На протяжении всего занятия за правильные ответы дети получали фишки. В конце занятия дети считают количество фишек и определяют победителя.