♦ ♦ ♦ ♦ ♦

Внимание!!!

Нижеследующая информация приведена только в ознакомительных целях.

Не пытайтесь поставить диагноз самостоятельно! Это может сделать только специалист.

Речевые нарушения затрагивают различные стороны речи: звуковую (произносительную), фонематическую (смыслоразличительную), лексику, грамматический строй.

В логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико – педагогическая и психолого – педагогическая. Эти классификации дополняют друг друга, рассматривая одни и те же проблемы с разных точек зрения.

♦ ♦ ♦ ♦ ♦

Классификации речевых нарушений:

К л и н и к о – п е д а г о г и ч е с к а я  к л а с с и ф и к а ц и я

В основе клинико-педагогической классификации нарушений речи лежат медицинские дисциплины. Основные виды нарушений речи в данной классификации подразделяются на две группы:

I. Нарушения устной речи

Расстройства фонационного оформления высказывания

Дислалия

Дизартрия

Дисфония (Афония)

Ринолалия

Брадилалия

Тахилалия

Заикание

Нарушения структурно-семантического оформления

Алалия

Афазия

II. Нарушения письменной речи

Дислексия

Дисграфия

П с и х о л о г о – п е д а г о г и ч е с к а я  к л а с с и ф и к а ц и я

В психолого-педагогической классификации учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной). Нарушения речи в психолого-педагогической классификации подразделяются на две группы:

I. Нарушения средств общения

Фонетическое недоразвитие речи (ФНР)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

Общее недоразвитие речи (ОНР)

II. Нарушения в применении средств общения

К этой группе относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи (ОНР).