Организация коррекционно – логопедической работы на школьном логопункте осуществляется на основе Инструктивного письма Министерства образования РФ №2 от 14.12.2000г. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводятся с обучающимися 1 – 4 классов, имеющих различные речевые нарушения (логопедические заключения):

«Общее недоразвитие речи» (ОНР);

«Нерезко выраженное общее недоразвитие речи» (НВОНР);

«Фонетико – фонематическое недоразвитие речи» (ФФНР);

«Фонематическое недоразвитие речи» (ФНР);

«Нарушения письма и чтения», обусловленные перечисленными выше нарушениями речи;

«Нарушение звукопроизношения».

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии (ОНР, НВОНР, ФФНР, ФНР) является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы и требует обязательной логопедической помощи – коррекционно-развивающих логопедических занятий.

Место логопедических занятий в учебном плане

Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводятся в течение учебного года (с 15 сентября по 15 мая) не менее 2 – 3 раз в неделю с каждой группой в соответствии с тематическим планированием, на основании которого составляется календарно-тематическое планирование для каждой логопедической группы.

Занятия с обучающимися на логопедическом пункте проводятся во внеурочное время. Расписание логопедических занятий составляется учителем-логопедом с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.

Коррекционно – логопедические занятия проводятся как индивидуально, так и в группе. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Продолжительность группового логопедического занятия — 40 мин., индивидуального — 20 мин.

Количество логопедических занятий по коррекции речи

Коррекция нарушений звукопроизношения:

от 35 до 90 занятий в зависимости от количества нарушенных звуков и тяжести нарушений подвижности и строения артикуляционного аппарата

Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения:

I этап – max 85 занятий;

II этап – max 65 занятий;

III этап – max 70 занятий.

Цель логопедических занятий

Основная цель – оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера) и испытывающим трудности в обучении и общении, посредством коррекции и профилактики речевых нарушений на логопедических занятиях.

Задачи логопедических занятий

Основными задачами являются:

— развитие звуковой стороны речи (произношение; звуковой анализ и синтез, дифференциация звуков по звонкости-глухости, твердости-мягкости; звуко — слоговая структура слов);

— развитие лексического запаса и упорядочение грамматического строя речи;

— формирование связной речи;

— развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;

— формирование полноценных учебных умений и навыков;

— развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.

Образовательные технологии и методики в логопедической работе

В процессе реализации программы на логопедических занятиях применяются следующие образовательные методики и технологии:

Методики

Методика Агранович З. Е.

Методика Ефименковой Л. Н., Мисаренко Г. Г.

Методика Каше Г.А., Филичевой Т.Б.

Методика Корнева А. Н.

Методика Лалаевой Р. И.

Методика Садовниковой И. Н.

Методика Ястребовой А. В.

Технологии

Технология логопедического обследования.

Технология коррекции звукопроизношения.

Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.

Технология развития интонационной стороны речи.

Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.

Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

Технология логопедического массажа.

Технология дифференцированного обучения (технология уровневой дифференциации).

Игровые технологии.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).

Технологии развивающего обучения (ТРО).

Технология поэтапного формирования умственных действий.

Межпредметные связи

При составлении тематического планирования учитывались межпредметные связи логопедии с такими науками как общая и специальная психология, нейропсихология, психолингвистика, психодиагностика, анатомия и физиология лор-органов, а также методика обучения родному языку.

Тематическое планирование

Тематическое планирование составляется с учётом современных требований к коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и образованию в целом, представленных в Федеральном образовательном стандарте.

В качестве основы тематического планирования можно применить:

Инструктивно – методическое письмо «О работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе». Составители Ястребова А.В., Бессонова Т.П., М.: 1996г.

Программа Каше Г.А., Филичевой Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (В подготовительной к школе группе)». М.: Просвещение, 1978г.

Методические материалы Богомоловой А.И. «Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов». М.: 1979г.