«Формирование и развитие навыков речемыслительной деятельности у дошкольников»
Без рубрики Add commentsРечемыслительная деятельность это:
- Ø особый вид деятельности, направленный на познание мира, обеспечение в процессе накопления знаний единства мысли и слова, мышления и речи;
- Ø развитие двух взаимозависимых психологических процессов (мышления и речи) у дошкольников в условиях обучения и воспитания;
- Ø важный компонент подготовки дошкольника к школе; от уровня развития речемыслительных способностей ребёнка зависит не только его школьное обучение, но и социализация в обществе.
Суть детского словотворчества в том, что оно постепенно превращается во внутреннюю способность легко и быстро ориентироваться в новых словах и даже при необходимости самому их создавать.
Ребенок проходит путь от текста литературного произведения (сказки, пословицы, поговорки) к мысли, анализирует, сравнивает, сопоставляет, старается прийти к выводу, сделать умозаключение.
Перед педагогами дошкольного воспитания ставится целая система задач по формированию и коррекции речемыслительной деятельности, решение которых позволит обеспечить становление мыслительных процессов у детей:
1. Развитие мыслительных операций (соотнесение признаков с предметами и явлениями, соотнесение предметов и явлений по степени выраженности признака, классификация, сравнение, анализ отношений между предметами и явлениями – аналогии).
Дидактические игры:
- Ø «Времена года». Цель: соотнесение признаков с предметами и явлениями.
- Ø «Определи особенность». Цель: соотнесение предметов (явлений) по степени выраженности признака.
- Ø «Разложи картинки». Цель: классификация по нескольким признакам.
- Ø «Что пропущено?» Цель: определение аналогии.
2. Формирование способности выделять существенные признаки предметов и явлений и давать определения понятиям (выделение главной идеи, составление загадок, описательных рассказов по плану, формирование логических определений понятий, исправление небылиц и т. д.)
Дидактические игры:
- Ø «Небылицы». Цель: речевое обоснование явлений с использованием союза «потому что».
- Ø «Составь загадку». Цель: формирование логических определений понятий.
3. Побуждение к переходу от использования готовых связей между объектами к самостоятельному их открытию (установление логических, в том числе причинно-следственных связей, поиск новых связей между предметами и явлениями и т. д.)
Дидактические игры:
- Ø «Что к чему?» Цель: установление логических связей между предметами.
- Ø «Что случилось? Почему?» Цель: установление причинно-следственных связей между явлениями.
4. Стимулирование стремления объяснять происходящее и рассуждать (нахождение причин событий, описанных в историях, определение последовательности событий, опровержение ложных суждений и т. д.)
Дидактические игры:
- Ø «Составь мультфильм». Цель: определение последовательности и причин событий.
- Ø «Правда или ложь?» Цель: определение истинности или ложности суждений.
На доске два рисунка. 1: белка, обезьяна, кошка. 2: змея, медведь, мышь. Взрослый читает высказывания. Детям нужно определить для какой картинки высказывание истинно, а для какой ложно?
ü Все животные, нарисованные на картинке, умеют лазать по деревьям;
ü У всех животных, нарисованных на картинке, есть шерсть;
ü Ни одно животное, нарисованное на этой картинке, не умеет летать.
ü У некоторых животных, нарисованных на картинке, есть лапы;
ü Некоторые животные, нарисованные на картинке, живут в норах;
ü У всех животных, нарисованных на этой картинке, есть когти.
ü Некоторые животные, нарисованные на картинке, впадают в спячку;
ü На этой картинке нет ни одного животного без усов.
5. Формирование умения задавать вопросы (произвольная постановка вопроса, переход от вопросов устанавливающего типа к вопросам – гипотезам, осуществление целенаправленного поиска неизвестного с помощью вопроса и т. д.)
Дидактическая игра:
«Задай вопрос». Цель: осуществление целенаправленного поиска неизвестного с помощью вопроса.
- Ø В лесу дети собирали грибы и ягоды.
ü Кто собирал грибы и ягоды?
ü Что собирали дети?
ü Где дети собирали грибы?
- Ø Зимой дети во дворе слепили снеговика.
ü Кто слепил снеговика?
ü Кого слепили дети?
ü Где дети слепили снеговика?
ü Когда дети слепили снеговика?
6. Формирование умения понимать скрытый смысл предметов и явлений, умение видеть с разных точек зрения, упражнять в мысленном экспериментировании (определение переносного значения фразеологизмов, нахождение решения в гипотетических ситуациях, понимание многозначности слов).
Дидактические игры:
- Ø «Назови части». Цель: подбор названий частей к названию целого понятия и наоборот.
- Ø «Почему так говорят?» Цель: определение переносного значения фразеологизмов: «золотые руки», «железные нервы» …
- Ø «О ком (о чём) так можно сказать?» Цель: формирование навыка толкования многозначных слов.
ü Многозначность существительных:
— колокольчик (металлический, цветок);
— бабочка (галстук, насекомое).
ü Многозначность глаголов:
— девочка скачет (со скалкой); конь скачет;
— мальчик катает мяч; мальчик катает сестру на санках.
- Ø «Скажи наоборот». Цель: подбор антонимов.
- Ø «Скажи похоже» Цель: подбор синонимов.
7. Развитие планирующей и регулирующей функций речи (действие по словесной инструкции, составление рассказов с использованием опоры на отдельные слова, вопросы, модели, картинки, упражнение в речевом формулировании алгоритма детей).
Дидактическая игра:
«Составь рассказ по плану». Цель: составление рассказов с использованием опоры на отдельные слова, вопросы, модели, картинки
Алгоритм «Домашние животные»: Кто это? → Цвет → Части тела → Чем покрыто? → Голос → Чем питается? → Жилище → Детёныши → Польза человеку.
Таким образом, система формирования речемыслительной деятельности дошкольников способствует развитию мыслительных процессов, коммуникативных навыков у дошкольников, коррекции речи и формированию готовности к школьному обучению.