«Формирование и развитие навыков речемыслительной деятельности у дошкольников»

Без рубрики Add comments

Речемыслительная деятельность это:

  • Ø особый вид деятельности, направленный на познание мира, обеспечение в процессе накопления знаний единства мысли и слова, мышления и речи;
  • Ø развитие двух взаимозависимых психологических процессов (мышления и речи) у дошкольников в условиях обучения и воспитания;
  • Ø важный компонент подготовки дошкольника к школе; от уровня развития речемыслительных способностей ребёнка зависит не только его школьное обучение, но и социализация в обществе.

Суть детского словотворчества в том, что оно постепенно превращается во внутреннюю способность легко и быстро ориентироваться в новых словах и даже при необходимости самому их создавать.

Ребенок проходит путь от текста литературного произведения (сказки, пословицы, поговорки) к мысли, анализирует, сравнивает, сопоставляет, старается прийти к выводу, сделать умозаключение.

Перед педагогами дошкольного воспитания ставится целая система задач по формированию и коррекции речемыслительной деятельности, решение которых позволит обеспечить становление мыслительных процессов у детей:

1. Развитие мыслительных операций (соотнесение признаков с предметами и явлениями, соотнесение предметов и явлений по степени выраженности признака, классификация, сравнение, анализ отношений между предметами и явлениями – аналогии).

Дидактические игры:

  • Ø «Времена года». Цель: соотнесение признаков с предметами и явлениями.
  • Ø «Определи особенность». Цель: соотнесение предметов (явлений) по степени выраженности признака.
  • Ø «Разложи картинки». Цель: классификация по нескольким признакам.
  • Ø «Что пропущено?» Цель: определение аналогии.

2. Формирование способности выделять существенные признаки предметов и явлений и давать определения понятиям (выделение главной идеи, составление загадок, описательных рассказов по плану, формирование логических определений понятий, исправление небылиц и т. д.)

Дидактические игры:

  • Ø «Небылицы». Цель: речевое обоснование явлений с использованием союза «потому что».
  • Ø «Составь загадку». Цель: формирование логических определений понятий.

3. Побуждение к переходу от использования готовых связей между объектами к самостоятельному их открытию (установление логических, в том числе причинно-следственных связей, поиск новых связей между предметами и явлениями и т. д.)

Дидактические игры:

  • Ø «Что к чему?» Цель: установление логических связей между предметами.
  • Ø «Что случилось? Почему?» Цель: установление причинно-следственных связей между явлениями.

4. Стимулирование стремления объяснять происходящее и рассуждать (нахождение причин событий, описанных в историях, определение последовательности событий, опровержение ложных суждений и т. д.)

Дидактические игры:

  • Ø «Составь мультфильм». Цель: определение последовательности и причин событий.
  • Ø «Правда или ложь?» Цель: определение истинности или ложности суждений.

На доске два рисунка. 1: белка, обезьяна, кошка. 2: змея, медведь, мышь. Взрослый читает высказывания. Детям нужно определить для какой картинки высказывание истинно, а для какой ложно?

ü Все животные, нарисованные на картинке, умеют лазать по деревьям;

ü У всех животных, нарисованных на картинке, есть шерсть;

ü Ни одно животное, нарисованное на этой картинке, не умеет летать.

ü У некоторых животных, нарисованных на картинке, есть лапы;

ü Некоторые животные, нарисованные на картинке, живут в норах;

ü У всех животных, нарисованных на этой картинке, есть когти.

ü Некоторые животные, нарисованные на картинке, впадают в спячку;

ü На этой картинке нет ни одного животного без усов.

5. Формирование умения задавать вопросы (произвольная постановка вопроса, переход от вопросов устанавливающего типа к вопросам – гипотезам, осуществление целенаправленного поиска неизвестного с помощью вопроса и т. д.)

Дидактическая игра:

«Задай вопрос». Цель: осуществление целенаправленного поиска неизвестного с помощью вопроса.

  • Ø В лесу дети собирали грибы и ягоды.

ü Кто собирал грибы и ягоды?

ü Что собирали дети?

ü Где дети собирали грибы?

  • Ø Зимой дети во дворе слепили снеговика.

ü Кто слепил снеговика?

ü Кого слепили дети?

ü Где дети слепили снеговика?

ü Когда дети слепили снеговика?

6. Формирование умения понимать скрытый смысл предметов и явлений, умение видеть с разных точек зрения, упражнять в мысленном экспериментировании (определение переносного значения фразеологизмов, нахождение решения в гипотетических ситуациях, понимание многозначности слов).

Дидактические игры:

  • Ø «Назови части». Цель: подбор названий частей к названию целого понятия и наоборот.
  • Ø «Почему так говорят?» Цель: определение переносного значения фразеологизмов: «золотые руки», «железные нервы» …
  • Ø «О ком (о чём) так можно сказать?» Цель: формирование навыка толкования многозначных слов.

ü Многозначность существительных:

— колокольчик (металлический, цветок);

— бабочка (галстук, насекомое).

ü Многозначность глаголов:

— девочка скачет (со скалкой); конь скачет;

— мальчик катает мяч; мальчик катает сестру на санках.

  • Ø «Скажи наоборот». Цель: подбор антонимов.
  • Ø «Скажи похоже» Цель: подбор синонимов.

7. Развитие планирующей и регулирующей функций речи (действие по словесной инструкции, составление рассказов с использованием опоры на отдельные слова, вопросы, модели, картинки, упражнение в речевом формулировании алгоритма детей).

Дидактическая игра:

«Составь рассказ по плану». Цель: составление рассказов с использованием опоры на отдельные слова, вопросы, модели, картинки

Алгоритм «Домашние животные»: Кто это? → Цвет → Части тела → Чем покрыто? → Голос → Чем питается? → Жилище → Детёныши → Польза человеку.

Таким образом, система формирования речемыслительной деятельности дошкольников способствует развитию мыслительных процессов, коммуникативных навыков у дошкольников, коррекции речи и формированию готовности к школьному обучению.

Скачать документ полностью

Comments are closed.

Logos работает на WordPress
Методическая копилка RSS Войти