Формирование речевого дыхания.

Педагогам на заметку Add comments

Нарушение речевого дыхания — один из постоянных призна­ков заикания. Помимо возможности появления судорожной актив­ности в мышцах дыхательного аппарата, нарушение речевого ды­хания характеризуют следующие показатели: недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, уко­роченный речевой выдох, несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя три этапа:

1. Расширение физиологических возможностей дыхательного ап­парата (постановка диафрагмально-реберного дыхания).

2. Формирование длительного фонационного выдоха.

3. Формирование речевого выдоха.

Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значе­ние для организации плавной речи. Плавность речи это целост­ное непрерывное артикулирование интонационно-логически завершен­ного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.

В связи с тем, что у заикающихся поверхностное и недостаточно регулярное дыхание, а мышцы грудной клетки, особенно мышцы плечевого пояса, находятся в состоянии излишнего напряжения, большинство практиков используют в коррекции заикания поста­новку диафрагмально-реберного дыхания, которое часто называ­ется диафрагмальным. При таком типе дыхания особое значение имеет работа мышц брюшного пресса.

Постановку диафрагмально-реберного дыхания начинают в по­ложении лежа, оптимально — на фоне мышечного расслабле­ния. Как правило, в этот период заикающиеся уже знакомы с эле­ментами релаксации.

В дошкольном возрасте формирование диафрагмального дыха­ния необходимо проводить на начальном этапе в положении лежа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанав­ливается автоматически.

В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приемы. При этом нужно учитывать следующие методические ука­зания.

1. Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.

2.  Для детей дошкольного возраста дыхательные упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

3.  Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений: руки из положения «в сто­роны» движутся «кпереди» с обхватом грудной клетки или из по­ложения «вверху» движутся вниз. Движения корпусом при этом связаны с наклоном вниз.

4.  Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с произнесением согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух кон­тролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальней­шем формирует у ребенка обратную биологическую связь.

Упражнения для формирования диафрагмального выдоха.

Ребенок находится в положении лежа на спине. Его рука лежит на верх­ней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращают на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить на живот игрушку или плоский предмет, например книгу, для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2—3 мин и выполняется без усилий, что­бы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.

Задуй свечку

Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Им пред­лагают медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы «пламя» отклонилось. Логопед отмечает тех, кто дольше других дул на «свечу».

Лопнула шина

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг— «шину». На выдохе медленно произносят звук «ш-ш-ш». Руки при этом мед­ленно скрещиваются: правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Груд­ная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положе­ние, дети делают непроизвольно вдох.

Накачать шину

Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Они «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку насоса. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох происходит непроизвольно.

Воздушный шар

Выполняется аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время вы­доха дети произносят звук «ф-ф-ф».

Жук жужжит

Исходное положение: руки подняты в стороны и немного отведены на­зад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети непроизвольно делают вдох.

Ворона

Исходное положение: руки подняты через стороны вверх. Медленно опус­кая руки и приседая, дети произносят протяжно «к-а-а-а-р». Логопед хвалит тех «ворон», которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети непроизвольно делают вдох.

Гуси

Исходное положение: руки на поясе. Дети медленно наклоняют тулови­ще вперед, не опуская голову вниз, произносят протяжно «г-а-а». Принимая исходное положение, делают вдох.

Приемов, направленных на формирование диафрагмального выдоха, существует в практике довольно много.

У детей более старшего возраста, подростков и взрослых трени­ровка диафрагмального дыхания может происходить более осоз­нанно.

Тренировку речевого дыхания можно проводить в положении лежа на спине. Пациентам предлагают расслабиться. Ладонь одной руки они кладут на область диафрагмы. Специалист обращает их внимание на движения передней стенки живота при естественных вдохе и выдохе. При вдохе рука поднимается, при выдохе опуска­ется соответственно движению передней стенки живота.

После того как натренировано движение диафрагмы в положе­нии лежа, то же упражнение повторяют в положении стоя: нужно положить руку на область диафрагмы и сделать вдох, рука должна ощутить то же движение, что и в положении лежа.

Полезно также проверить «глазом», как изменяется объем груд­ной клетки. Заикающиеся встают перед большим зеркалом, чтобы понаблюдать за дыхательными движениями грудной клетки. При этом плечи во время вдоха не должны подниматься.

Длительность и силу выдоха можно тренировать в процессе сле­дующих упражнений:

1.  Выдох под мысленный счет (вдох на счет 1-2-3; выдох на 4-5-6-7-8 до 15).

2. Произнесение на выдох щелевых звуков (с, ш, ф и др.), дли­тельность выдоха контролируется секундомером.

3. «Прокатить выдохом» воображаемый ватный шарик по длине всей руки и пр.

Силу диафрагмального выдоха помогают тренировать упражне­ния: «Задуй пламя свечи» и др.

В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания следует трениро­вать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны и повороты туловища и пр.).

Успешно используется при постановке диафрагмального дыха­ния парадоксальная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

Одной из распространенных ошибок в работе по формирова­нию речевого дыхания является чрезмерное наполнение легких воздухом во время вдоха. Слишком большой вдох создает излиш­нее напряжение дыхательных мышц, возникает гипервентиляция.

Зачастую неправильная организация работы по развитию рече­вого дыхания сопровождается фиксацией внимания заикающихся на акте вдоха и другими осложнениями. Поэтому при постановке речевого дыхания все инструкции должны касаться только про­цесса выдоха. (Исключение составляет парадоксальная дыхатель­ная гимнастика А. Н. Стрельниковой.)

Развитие длительного фонационного выдоха.

Формирование фо­национного выдоха — основа развития координаторных взаимоотно­шений между дыханием, голосом и артикуляцией. Во избежание фик­сации внимания на процессе вдоха инструкция должна касаться только длительности произнесения звука.

Как правило, тренировка фонационного выдоха начинается с длительного звучания гласных.

После того как пациенты освоят длительное произнесение од­ного гласного на выдохе, им предлагают произнести слитно соче­тание из двух гласных на одном выдохе а—о—.

Постепенно наращивается количество гласных звуков, произ­носимых на одном выдохе в следующем порядке: а—о—у— и (эта­лон гласных звуков). Этот этап работы может проводиться в период молчания или охранительного речевого режима.

Диафрагмальный вдох и выдох во время выполнения этих уп­ражнений заикающийся может контролировать ладонью, положен­ной на область диафрагмы. Помимо слухового контроля длитель­ность фонационного выдоха можно контролировать плавным дви­жением руки.

Формирование речевого выдоха.

В упражнения вводятся слоги, слова, фразы.

Усвоение навыков, связанных с развитием речевого выдоха, идет с разной скоростью при невротической и неврозоподобной формах заикания. Так, у заикающихся с невротической формой речевой патологии быстро восстанавливается координация между механизмом дыхания и фонации. Несмотря на видимую легкость, с которой они усваивают весь набор предлагаемых упражнений, необходимо сохранять строгую последовательность предъявления этих заданий и длительность тренировок.

При неврозоподобном заикании координаторные взаимоотно­шения между работой голосового аппарата и дыханием формиру­ются с трудом. При усвоении новых навыков необходимы не толь­ко объяснение, но и многократный показ, подключение различ­ных видов контроля (слуховой, визуальный, кинестетический). Тре­нировка должна быть систематической, длительной и включается во все виды занятий, проводимых с заикающимися.

Литература:

Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание. – М., 2003.

Скачать

Comments are closed.

Logos работает на WordPress
Методическая копилка RSS Войти