Публикация «Приёмы и методы работы по коррекции недостатков чтения»

Публикации, доклады, сообщения Add comments

При коррекции дислексии на логопедических занятиях, я опираюсь на работу Т. Е. Егорова, который выделил четыре основные ступени формирования навыка чтения. Эта градация является основным стержнем, в соответствии с которым подбираются те или иные приёмы и методы, а также определяется последовательность работы.

I ступень – аналитическая, овладение звуко-буквенными обозначениями.

Цель – формирование у детей зрительно-слухо-моторных соответствий.

Способ чтения – «бухштабированный» (побуквенный).

Глубокая работа на этой ступени проводится крайне редко, т. к. первоклассники к марту месяцу в основном читают слогами и целыми словами.

Однако встречаются единичные случаи, когда необходимо отработать эту ступень. Удобнее всего отрабатывать эти навыки на первых занятиях, когда изучаются темы:

- Развитие неречевых процессов.

- Дифференциация речевых и неречевых звуков. Органы артикуляции.

- Звуки речи и буквы.

Используются задания типа:

  • Посвистеть (пожужжать/порычать и т. д.) звук;
  • Вылепить букву (из пластилина);
  • Обвести букву пальчиком (по бархатной бумаге);
  • Выложить букву из шнурочков;
  • Поднять/ записать букву, соответствующую звуку;
  • Определить место звука в слоге/ слове.

На этой же ступени начинается работа по устранению оптических нарушений, в процессе которой у детей развивается зрительный и буквенный гнозис. Практический материал взят из книги «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников»  Р. И. Лалаевой.

На практике (во избежание подобных серьёзных нарушений) рекомендуется всё первое полугодие контролировать обучение первоклассников и своевременно консультировать учителей и родителей.

II ступень – послоговое чтение.

Основная трудность заключается в соединении согласных с гласными, а также при чтении слов со стечением согласных.

♦ Первое занятие на этой ступени приходится на тему «Дифференциация гласных и согласных звуков речи». На этом занятии учу детей правильно соединять буквы. Для этого использую приём из букваря Н. С. Жуковой:

Показывая указкой 1-ю букву и передвигая указку ко 2-ой букве, говорю: «Поём 1-ю букву до тех пор, пока кораблик не доплывёт до 2-ой буквы». Таким образом отрабатываются соединения гласных, а затем закрытые и открытые слоги.

Этот вид работы проводится в том случае, если у детей наблюдается отрывистое чтение.

♦ На последующих занятиях работаем со слоговыми таблицами.

Используются задания типа:

  • Составить слоги из разрезной азбуки;
  • Изменить порядок звуков/ букв в слоге (дети работают с фишками звуков, затем с разрезной азбукой);
  • Составление слоговых таблиц:

  • Чтение слогов со стечением согласных.

Большой выбор таких слогов на определённый звук и дифференциацию звуков можно найти в книге Н. А. Гегелия «Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых».

♦ С этой ступени на каждом уроке вводится чтение слов различной слоговой структуры (в соответствии с 13-ю основными группами/ классами слоговой структуры слов).

Подбор лексического материала можно найти в книге С. Е. Большаковой «Работа логопеда с дошкольниками».

Особое внимание уделяется плавности, напевности чтения.

Т. к. процессы письма и чтения взаимосвязаны, то после прочтения слов, некоторые из них (4 – 6 слов) дети записывают в тетрадь, используя приём комментированного или жужжащего письма.

На протяжении всего занятия (помимо изучения основной темы) подбираю задания по одной из групп слов.

Например, 7-ая группа слов:

  • Составить из слогов слово. Прочитать, записать.

  • Добавить слог, чтобы получилось слово:

  • Подобрать к схеме картинку:

  • Составить звуковую схему к слову (далее проводится звуко-буквенный анализ);
  • Составить предложение с данным словом.

♦ Вводятся задания на чтение предложений и чистоговорок.

Лексический материал также можно найти в книге С. Е. Большаковой.

♦ Даются задания по закреплению функций фонематического анализа.  Виды заданий можно найти в  книге Р. И. Лалаевой «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников».

♦ При изучении тем по дифференциации гласных и согласных дети читают цепочки слогов типа: на-но-на-но, му-мо-му-мо, па-ба-па-ба, або-опа-упы-убы и т.д. Учатся читать различные слоги и слова, изменяя один гласный или согласный, например:

В качестве опоры учителю-логопеду можно использовать лексический материал Л. Н. Ефименковой «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» и «Дидактический материал по коррекции письменной речи»:

Выпуск 1 «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия».

Выпуск 2 «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха».

Часть 1: «Дифференциация гласных».

Часть 2: «Дифференциация звонких и глухих согласных».

Часть 3: «Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикат».

Выпуск 3 «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью пространственного восприятия».

Выпуск 4 «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью слухового восприятия».

Дидактический материал представляет собой огромное количество карточек с различными видами заданий, которые можно использовать как для коррекции процессов чтения, так и для коррекции процессов письма.

III ступень – становление приёмов синтетического чтения.

На этой ступени основной задачей является обучение правилам построения вероятного прогноза.

Работа начинается на II – ом этапе коррекционного обучения, либо  в конце I –ого этапа. Тематика заданий развивает лексико-грамматическую сторону речи и предназначена  для детей с ОНР и НВОНР.

1. Работа над смысловым прогнозированием.

  • Подобрать слово, подходящее по смыслу

  • Придумать три вопроса к предложению: Лена рисует море.

- Кто рисует море?

- Что делает Лена?

- Что Лена рисует?

  • Найти продолжение пословиц и поговорок.

Птица красна пением,                               один раз отрежь.

Семь раз отмерь –                                     а товарища выручай.

Сам пропадай,                                            а человек умением.

В многосложных словах делается разметка («лодочка-замочек»). Аналогичную работу рекомендую проводить родителям при подготовке домашнего задания по чтению.

  • Установить связь между словами 1-ой пары. Дополнить вторую пару.

  • Вставить в текст пропущенные слова.

2. Работа над графическим прогнозированием, т. е. выдвижение гипотезы на контур слова.

  • Вставить пропущенные буквы.

а) свободный прогноз

б) жесткий прогноз


  • Добавить слог, чтобы получилось слово.

3. Работа над грамматическим прогнозированием

  • Составить правильные словосочетания.

  • Соединить слова стрелками.

  • Чтение текста с неполными словами.

Лексический материал подбирается в соответствии с тематическим планированием.

IV ступень – синтетическое чтение.

Темп чтения  несколько замедленный по сравнению с предыдущей ступенью, т. к. на этапе синтетического чтения ребенок получает информацию из разного рода литературы, сталкивается с новой лексикой.

Способ чтения – «симультантный» (целостный), как у взрослого чтеца.

Задача ребенка – понять смысл читаемого, расшифровать информацию. Только на этой ступени можно приступать к формированию навыков выразительного чтения.

Лексический материал можно найти в книге О. В. Узоровой,  Е. А. Нефёдовой «Короткие интересные рассказы. Обучение детей чтению». 1 – 2 классы.

Скачать

Comments are closed.

Logos работает на WordPress
Методическая копилка RSS Войти