Публикация «Приёмы и методы работы по коррекции недостатков чтения»
Публикации, доклады, сообщения Add commentsПри коррекции дислексии на логопедических занятиях, я опираюсь на работу Т. Е. Егорова, который выделил четыре основные ступени формирования навыка чтения. Эта градация является основным стержнем, в соответствии с которым подбираются те или иные приёмы и методы, а также определяется последовательность работы.
I ступень – аналитическая, овладение звуко-буквенными обозначениями.
Цель – формирование у детей зрительно-слухо-моторных соответствий.
Способ чтения – «бухштабированный» (побуквенный).
Глубокая работа на этой ступени проводится крайне редко, т. к. первоклассники к марту месяцу в основном читают слогами и целыми словами.
Однако встречаются единичные случаи, когда необходимо отработать эту ступень. Удобнее всего отрабатывать эти навыки на первых занятиях, когда изучаются темы:
— Развитие неречевых процессов.
— Дифференциация речевых и неречевых звуков. Органы артикуляции.
— Звуки речи и буквы.
Используются задания типа:
- Посвистеть (пожужжать/порычать и т. д.) звук;
- Вылепить букву (из пластилина);
- Обвести букву пальчиком (по бархатной бумаге);
- Выложить букву из шнурочков;
- Поднять/ записать букву, соответствующую звуку;
- Определить место звука в слоге/ слове.
На этой же ступени начинается работа по устранению оптических нарушений, в процессе которой у детей развивается зрительный и буквенный гнозис. Практический материал взят из книги «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников» Р. И. Лалаевой.
На практике (во избежание подобных серьёзных нарушений) рекомендуется всё первое полугодие контролировать обучение первоклассников и своевременно консультировать учителей и родителей.
II ступень – послоговое чтение.
Основная трудность заключается в соединении согласных с гласными, а также при чтении слов со стечением согласных.
♦ Первое занятие на этой ступени приходится на тему «Дифференциация гласных и согласных звуков речи». На этом занятии учу детей правильно соединять буквы. Для этого использую приём из букваря Н. С. Жуковой:
Показывая указкой 1-ю букву и передвигая указку ко 2-ой букве, говорю: «Поём 1-ю букву до тех пор, пока кораблик не доплывёт до 2-ой буквы». Таким образом отрабатываются соединения гласных, а затем закрытые и открытые слоги.
Этот вид работы проводится в том случае, если у детей наблюдается отрывистое чтение.
♦ На последующих занятиях работаем со слоговыми таблицами.
Используются задания типа:
- Составить слоги из разрезной азбуки;
- Изменить порядок звуков/ букв в слоге (дети работают с фишками звуков, затем с разрезной азбукой);
- Составление слоговых таблиц:
- Чтение слогов со стечением согласных.
Большой выбор таких слогов на определённый звук и дифференциацию звуков можно найти в книге Н. А. Гегелия «Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых».
♦ С этой ступени на каждом уроке вводится чтение слов различной слоговой структуры (в соответствии с 13-ю основными группами/ классами слоговой структуры слов).
Подбор лексического материала можно найти в книге С. Е. Большаковой «Работа логопеда с дошкольниками».
Особое внимание уделяется плавности, напевности чтения.
Т. к. процессы письма и чтения взаимосвязаны, то после прочтения слов, некоторые из них (4 – 6 слов) дети записывают в тетрадь, используя приём комментированного или жужжащего письма.
На протяжении всего занятия (помимо изучения основной темы) подбираю задания по одной из групп слов.
Например, 7-ая группа слов:
- Составить из слогов слово. Прочитать, записать.
- Добавить слог, чтобы получилось слово:
- Подобрать к схеме картинку:
- Составить звуковую схему к слову (далее проводится звуко-буквенный анализ);
- Составить предложение с данным словом.
♦ Вводятся задания на чтение предложений и чистоговорок.
Лексический материал также можно найти в книге С. Е. Большаковой.
♦ Даются задания по закреплению функций фонематического анализа. Виды заданий можно найти в книге Р. И. Лалаевой «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников».
♦ При изучении тем по дифференциации гласных и согласных дети читают цепочки слогов типа: на-но-на-но, му-мо-му-мо, па-ба-па-ба, або-опа-упы-убы и т.д. Учатся читать различные слоги и слова, изменяя один гласный или согласный, например:
В качестве опоры учителю-логопеду можно использовать лексический материал Л. Н. Ефименковой «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» и «Дидактический материал по коррекции письменной речи»:
Выпуск 1 «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия».
Выпуск 2 «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха».
Часть 1: «Дифференциация гласных».
Часть 2: «Дифференциация звонких и глухих согласных».
Часть 3: «Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикат».
Выпуск 3 «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью пространственного восприятия».
Выпуск 4 «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью слухового восприятия».
Дидактический материал представляет собой огромное количество карточек с различными видами заданий, которые можно использовать как для коррекции процессов чтения, так и для коррекции процессов письма.
III ступень – становление приёмов синтетического чтения.
На этой ступени основной задачей является обучение правилам построения вероятного прогноза.
Работа начинается на II – ом этапе коррекционного обучения, либо в конце I –ого этапа. Тематика заданий развивает лексико-грамматическую сторону речи и предназначена для детей с ОНР и НВОНР.
1. Работа над смысловым прогнозированием.
- Подобрать слово, подходящее по смыслу
- Придумать три вопроса к предложению: Лена рисует море.
— Кто рисует море?
— Что делает Лена?
— Что Лена рисует?
- Найти продолжение пословиц и поговорок.
Птица красна пением, один раз отрежь.
Семь раз отмерь – а товарища выручай.
Сам пропадай, а человек умением.
В многосложных словах делается разметка («лодочка-замочек»). Аналогичную работу рекомендую проводить родителям при подготовке домашнего задания по чтению.
- Установить связь между словами 1-ой пары. Дополнить вторую пару.
- Вставить в текст пропущенные слова.
2. Работа над графическим прогнозированием, т. е. выдвижение гипотезы на контур слова.
- Вставить пропущенные буквы.
а) свободный прогноз
б) жесткий прогноз
- Добавить слог, чтобы получилось слово.
3. Работа над грамматическим прогнозированием
- Составить правильные словосочетания.
- Соединить слова стрелками.
- Чтение текста с неполными словами.
Лексический материал подбирается в соответствии с тематическим планированием.
IV ступень – синтетическое чтение.
Темп чтения несколько замедленный по сравнению с предыдущей ступенью, т. к. на этапе синтетического чтения ребенок получает информацию из разного рода литературы, сталкивается с новой лексикой.
Способ чтения – «симультантный» (целостный), как у взрослого чтеца.
Задача ребенка – понять смысл читаемого, расшифровать информацию. Только на этой ступени можно приступать к формированию навыков выразительного чтения.
Лексический материал можно найти в книге О. В. Узоровой, Е. А. Нефёдовой «Короткие интересные рассказы. Обучение детей чтению». 1 – 2 классы.