Сообщение «Формирование навыков словообразования посредством суффиксов»

Публикации, доклады, сообщения Add comments

Проблема недостаточной сформированности навыков словообразования оказывается очень значимой для детей с ОНР. Речевое развитие этих детей в целом удовлетворяет потребностям их повседневного общения. Однако, при выполнении конкретного  задания на словообразование, даже по образцу, дети данной категории испытывают значительные трудности.

За 4-5 занятий, отведённых на тему: «Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов различного значения» отработать данные навыки у детей с ОНР очень трудно. Поэтому необходима пропедевтическая работа. Эта работа представляет собой формирование словообразовательных умений без ориентации на морфологический состав слова. При проведении пропедевтической работы особое внимание уделяется словам, образованным с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов,  т. к. этим способом словообразования в ходе нормального речевого развития дети овладевают раньше, чем остальными. Работа проводится путём «наговаривания» новых слов по аналогии. /см. Приложение/.

Непосредственно при изучении темы по формированию навыков словообразования, основное внимание необходимо уделять организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования этих моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и её знаковой формой. Закрепление этой связи осуществляется на основе определения общего, сходного значения слов с общей морфемой, выделения этой общей морфемы, уточнения её значения.

При проведении ежегодного логопедического обследования и анализе результатов, отчётливо выделяются три группы суффиксов. На основе этого формирование навыков словообразования осуществляется последовательно по трём уровням:

I уровень – закрепление словообразования наиболее продуктивных моделей;

II уровень – работа над словообразованием менее продуктивных моделей;

III уровень – уточнение значения и звучания малопродуктивных или непродуктивных словообразований.

Содержание I уровня

Существительные Прилагательные
Образование уменьшительно – ласкательных существительных с суффиксами: ИК, ЕК, ИЧК, ЕЧК, ОЧК, ЧИК, К, ОК. 1. Образование притяжательных прилагательных с суффиксом: ИН (бабушкин, папин, Машин…)

2. Образование уменьшительно – ласкательных прилагательных с суффиксом: ЕНЬК (синенький, тёпленький, добренький…)

Содержание II уровня

Существительные Прилагательные
1. Образование уменьшительно – ласкательных существительных с суффиксами: ОНЬК, ЕНЬК, УШК, ИШК, ЫШК, ЫШЕК;

3. Образование существительных с суффиксом: ИЩ (ручища, домище…)

1. Образование притяжательных прилагательных с суффиксом  -j- с чередованием, оканчивающихся на

-ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ (олений, лисья, козье…)

2. Образование относительных прилагательных с суффиксами: ЯНН, АН, ЕНН, Н, ОВ (деревянный,   песчаный, кожаный, кирпичный, глиняный, весенний, сосновый, каменный…)

Содержание III уровня

Существительные Прилагательные
1. Образование названий профессий.

2. Образование существительных с суффиксами: НИЦ, ИН (сахарница, виноградина…)

Образование качественных прилагательных с суффиксом: ОВАТ, ЕВАТ.

(светловатый, красноватый, синеватый…)

Работа над словообразовательными аффиксами осуществляется следующим образом:

  1. образование слов с заданным значением с помощью логопеда, при этом подбираются слова с одинаковыми словообразующими аффиксами (по значению и звучанию);
  2. выделение общей морфемы;
  3. закрепление значения аффикса;
  4. анализ звукового состава морфемы;
  5. самостоятельное образование слов с данным аффиксом.

При формировании словообразования широко используется приём сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:

— сравнение ряда слов с одинаковым словообразующим аффиксом: уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию: ключик, домик, котик, бантик;

— сравнение родственных слов (мотивирующего и производного): определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова: снег — снеговик.

Для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов рекомендуется использовать графические схемы слов.

Заключительным этапом работы является оперирование морфемами в процессе лексико-семантических упражнений и закрепление словообразовательных моделей в экспрессивной речи ребёнка.

Литература:

  1. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. «Преодоление речевых нарушений у дошкольников». Санкт-Петербург, изд-во «Союз», 2001г.
  2. Журнал «Логопедия» № 2, 2004г., стр. 41

«Особенности словообразовательных умений и содержание коррекционной работы по их формированию у детей с ОНР». Коваленко О. М.,  Тимофеичева И. В.

  1. Парамонова Л. Г. «Предупреждение и устранение дисграфии у детей». Санкт-Петербург, изд-во «Союз», 2001г.
  2. Козырева Л. М. «Как образуются слова».

Ярославль, изд-во «Академия развития», 2001г.

Скачать полную версию с приложениями

Comments are closed.

Logos работает на WordPress
Методическая копилка RSS Войти