Сообщение «Формирование навыков словообразования посредством суффиксов»
Публикации, доклады, сообщения Add commentsПроблема недостаточной сформированности навыков словообразования оказывается очень значимой для детей с ОНР. Речевое развитие этих детей в целом удовлетворяет потребностям их повседневного общения. Однако, при выполнении конкретного задания на словообразование, даже по образцу, дети данной категории испытывают значительные трудности.
За 4-5 занятий, отведённых на тему: «Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов различного значения» отработать данные навыки у детей с ОНР очень трудно. Поэтому необходима пропедевтическая работа. Эта работа представляет собой формирование словообразовательных умений без ориентации на морфологический состав слова. При проведении пропедевтической работы особое внимание уделяется словам, образованным с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, т. к. этим способом словообразования в ходе нормального речевого развития дети овладевают раньше, чем остальными. Работа проводится путём «наговаривания» новых слов по аналогии. /см. Приложение/.
Непосредственно при изучении темы по формированию навыков словообразования, основное внимание необходимо уделять организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования этих моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и её знаковой формой. Закрепление этой связи осуществляется на основе определения общего, сходного значения слов с общей морфемой, выделения этой общей морфемы, уточнения её значения.
При проведении ежегодного логопедического обследования и анализе результатов, отчётливо выделяются три группы суффиксов. На основе этого формирование навыков словообразования осуществляется последовательно по трём уровням:
I уровень – закрепление словообразования наиболее продуктивных моделей;
II уровень – работа над словообразованием менее продуктивных моделей;
III уровень – уточнение значения и звучания малопродуктивных или непродуктивных словообразований.
Содержание I уровня
Существительные | Прилагательные |
Образование уменьшительно – ласкательных существительных с суффиксами: ИК, ЕК, ИЧК, ЕЧК, ОЧК, ЧИК, К, ОК. | 1. Образование притяжательных прилагательных с суффиксом: ИН (бабушкин, папин, Машин…)
2. Образование уменьшительно – ласкательных прилагательных с суффиксом: ЕНЬК (синенький, тёпленький, добренький…) |
Содержание II уровня
Существительные | Прилагательные |
1. Образование уменьшительно – ласкательных существительных с суффиксами: ОНЬК, ЕНЬК, УШК, ИШК, ЫШК, ЫШЕК;
3. Образование существительных с суффиксом: ИЩ (ручища, домище…) |
1. Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -j- с чередованием, оканчивающихся на
-ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ (олений, лисья, козье…) 2. Образование относительных прилагательных с суффиксами: ЯНН, АН, ЕНН, Н, ОВ (деревянный, песчаный, кожаный, кирпичный, глиняный, весенний, сосновый, каменный…) |
Содержание III уровня
Существительные | Прилагательные |
1. Образование названий профессий.
2. Образование существительных с суффиксами: НИЦ, ИН (сахарница, виноградина…) |
Образование качественных прилагательных с суффиксом: ОВАТ, ЕВАТ.
(светловатый, красноватый, синеватый…) |
Работа над словообразовательными аффиксами осуществляется следующим образом:
- образование слов с заданным значением с помощью логопеда, при этом подбираются слова с одинаковыми словообразующими аффиксами (по значению и звучанию);
- выделение общей морфемы;
- закрепление значения аффикса;
- анализ звукового состава морфемы;
- самостоятельное образование слов с данным аффиксом.
При формировании словообразования широко используется приём сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:
— сравнение ряда слов с одинаковым словообразующим аффиксом: уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию: ключик, домик, котик, бантик;
— сравнение родственных слов (мотивирующего и производного): определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова: снег — снеговик.
Для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов рекомендуется использовать графические схемы слов.
Заключительным этапом работы является оперирование морфемами в процессе лексико-семантических упражнений и закрепление словообразовательных моделей в экспрессивной речи ребёнка.
Литература:
- Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. «Преодоление речевых нарушений у дошкольников». Санкт-Петербург, изд-во «Союз», 2001г.
- Журнал «Логопедия» № 2, 2004г., стр. 41
«Особенности словообразовательных умений и содержание коррекционной работы по их формированию у детей с ОНР». Коваленко О. М., Тимофеичева И. В.
- Парамонова Л. Г. «Предупреждение и устранение дисграфии у детей». Санкт-Петербург, изд-во «Союз», 2001г.
- Козырева Л. М. «Как образуются слова».
Ярославль, изд-во «Академия развития», 2001г.