Доклад «Развитие умений и навыков построения связного высказывания. Признаки, типы текстов»

Публикации, доклады, сообщения Add comments

Общепринятого определения понятия «текст» в лингвистике пока нет. Однако большинство лингвистов выделяют следующие признаки текста:

1)    наличие группы предложений;

2)    их смысловая связность:

а) единство предмета речи, т.е. темы,

б) наличие основной мысли и её развития;

3)    структурная связность предложений.

В учебнике русского языка Рамзаевой Т. Г. даётся следующее определение понятия «текст».

Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

Текст можно озаглавить.

Тема текста – это то, о чём говорится в тексте.

Необходимо обучать детей видеть признаки текста. Для этого используется приём сравнения. Дети получают карточки, на которых в один столбик записана группа предложений, а в другой – текст.

Боровик – очень красивый гриб.

Мальчик увидел бабочку.

На столе стоит кувшин с водой.

В густой траве спрятался боровичок.

Шляпка у него тёмно-коричневая.

Ножка толстенькая, светлая.

Весь он важный.

Такой гриб жалко срезать.

После прочтения ведётся анализ. В первом столбике записаны предложения. Они не связанны между собой по смыслу. Каждое предложение как бы взято из разных историй, рассказов.

Во втором столбике предложения как бы держатся за руки. Каждое очередное предложение добавляет что-то новое к тому, что мы узнали из предыдущего. Это – текст.

Отработав несколько подобных карточек, дети довольно быстро учатся находить текст.

При знакомстве с различными типами текстов в учебнике русского языка Рамзаевой Т. Г. предлагается целый рассказ, каждый абзац которого представляет собой определённый тип текста.

Текст – повествование

(Что произошло?)

Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.
Текст – описание

(Какой? Какая?)

Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом, на конце которого была кисточка.
Текст – рассуждение

(Почему?)

Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.

Такой приём имеет свои плюсы:

  • все виды текстов довольно лаконичны;
  • все виды текстов перед глазами ребёнка, что даёт возможность проанализировать и сравнить;
  • у каждого вида текста выделена главная особенность (о чём текст).

Однако на этом знакомстве работа практически заканчивается. Нет дальнейшего обучения построению различных типов текста. Через несколько занятий дети теряют полученные знания, так как они не подкреплены практическими навыками.

Прежде, чем обучать детей построению самостоятельных связных высказываний, необходимо провести подготовительную работу, введя определённую терминологию и отработав определённые навыки.

Опорные слова.

Игра «Угадай сказку»

  • Коза, козлята, волк, кузнец, съел.
  • Дед, баба, курочка, яичко, мышка.
  • Муха, денежка, базар, самовар, паук, комар.

Слова, по которым можно определить тему текста, называются опорными словами. Они служат как бы опорой при пересказе.

План текста

Удобнее всего обучать составлению плана текста на основе восстановления текста по серии сюжетных картинок.

Дети должны усвоить, что план текста – это порядок, последовательность пересказа. План текста – это помощник.

Обучение составлению плана по сюжетным картинкам можно начать с пиктограмм, так как картинки более доступно и подробно излагают содержание текста. Для этого на занятиях используются пособия Ильяковой Н. Е.

Затем пиктограммы заменяются опорными словами. Со значением опорных слов дети уже знакомы.

Части текста

Тексты, рассказы, сказки имеют своё строение, в них есть части, которые следуют друг за другом в определённом порядке:

НАЧАЛО ТЕКСТА – знакомит с героями, местом, где происходят события.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – рассказывает главное, что произошло с героями.

КОНЦОВКА ТЕКСТА – подводит итог рассказанному, выражает основную мысль текста.

Каждая часть начинается с красной строки!

Если группа слабая, детям предлагается текст, разбитый на три части. После прочтения и анализа каждой части, восстанавливается порядок текста.

Вдруг он увидел шар в окошке. А на шарике рожица нарисована. Прыгает шарик, смешит Колю.
- Спасибо вам, друзья!
Коля болел. Он лежал дома и скучал.

Если группа более сильная, можно предложить набор предложений данного рассказа и, анализируя, восстановить текст по частям.

Далее следует непосредственное обучение построению связных высказываний различных типов текстов.

Текст – повествование.

Повествованием называется текст, в котором рассказывается о последовательных событиях. Поэтому в повествовательном тексте опорными словами являются глаголы.

Каждый ученик получает карточку с текстом.

Папа принёс домой птенца. Лена насыпала ему крошек. Но бедняга даже не посмотрел на еду.

Девочка вынесла клетку на улицу и поставила у порога. Слетелись воробьи. Вдруг одна воробьиха взяла в клюв крошку и подлетела к птенцу. На другой день Лена выбежала из школы. Она спешила накормить воробушка. Воробьиха уже сидела на форточке.

Когда птенец подрос, Лена открыла клетку. Воробьиха позвала птенца. Он выпорхнул в форточку и улетел.

После анализа каждой части  составляется опорная таблица текста – повествования:

НАЧАЛО
РАЗВИТИЕ
ИТОГ

Параллельно с таблицей на доске составляется план с опорными словами.

НАЧАЛО Папа принёс птенца. Насыпала, бедняга, не посмотрел
РАЗВИТИЕ Воробьиха кормит птенца. Вынесла, поставила, вдруг взяла в клюв, подлетела, выбежала, спешила покормить, сидела на форточке
ИТОГ Птенец улетел. Когда подрос, открыла, позвала, выпорхнул, улетел

Текст – описание.

Описание – это рассказ о признаках людей, животных, растений, предметов.

Каждый ученик получает карточку с текстом.

Волк – мощный зверь. Он похож на крупную собаку.

Тело волка покрыто серой шерстью. У него большие и длинные лапы. Хвост опущен вниз. Глаза у волка внимательные и зоркие. Уши торчат, как у овчарки. У волка большая пасть и длинные острые зубы. Нюх у хищника очень хороший.

Волк легко может выследить и настигнуть добычу.

ОБЩИЙ ПРИЗНАК
ПРИЗНАК ЧАСТЕЙ
ОЦЕНКА ПРЕДМЕТА

После анализа текста и беседы по содержанию составляется опорная таблица текста – описания:

Параллельно с таблицей на доске составляется план с опорными словами.

ОБЩИЙ ПРИЗНАК Мощный зверь. Мощный, похож
ПРИЗНАК ЧАСТЕЙ Тело

Лапы

Хвост

Глаза

Уши

Пасть

Нюх

Серой шерстью

Большие, длинные

Опущен вниз

Внимательные, зоркие

Торчат, как у овчарки

Большая, острые зубы

Хороший

ОЦЕНКА ПРЕДМЕТА Опасное животное. Легко выследить, настигнуть

Текст – рассуждение.

Рассуждение – это объяснение событий, фактов, явлений, причин.

Каждый ученик получает карточку с текстом.

С давних пор люди строят из кирпича. Он очень строителям понравился. Почему же так понравился кирпич?

Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит и воды не боится. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом.

Поэтому так много во всём мире домов из кирпича.

После анализа каждой части  составляется опорная таблица текста – рассуждения:

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
ВЫВОД

Параллельно с таблицей на доске составляется план с опорными словами.

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ Почему понравился кирпич?
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА Во-первых, …

Во-вторых, …

В-третьих, …

Кроме того, …

Делают, повсюду под рукой

Не горит, не боится

Не трескается

Тепло, прохладно

ВЫВОД Из кирпича много домов. Во всём мире

Редактирование текста

Редактировать – значит проверять, исправлять текст.

Редактирование позволяет формировать умения исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания и текста-повествования; делить текст на части и выделять их при записи, точно употреблять слова в речи.

Редактирование текста-описания

На доске:

Лиса.

Лиса – небольшой зверь. Тело лисы покрыто густой рыжей шерстью. У лисы короткие ноги и острая хитрая мордочка. Лиса любит мясо.

Примерное редактирование текста:

- Выделите общий признак предмета.

- Как описывается каждая часть животного (тело, ноги, мордочка)?

- Найдите ошибку в названии частей тела. (У лисы не ноги, а лапы).

- Отредактируйте, исправьте предложение.

-Все ли признаки внешнего облика лисы перечислены, или что-то пропущено? (Не описывается хвост).

- Составьте предложение про хвост.

- Прочитайте вторую часть рассказа.

- Прочитайте последнее предложение. Итогом текста должна быть оценка предмета. Оценивает ли это предложение лису?

- Составьте заключительное предложение.  (Лиса – красивое животное).

- Прочитайте весь текст. Есть ли в нём повторяющиеся слова?

- Какими словами можно заменить слово «лиса»? (зверёк, лисица, она, её).

Образец отредактированного текста:

Лиса.

Лиса – небольшой зверь.

Тело её покрыто густой рыжей шерстью. Хвост у лисицы рыжий, пушистый. У зверька короткие лапы и острая хитрая мордочка.

Лиса – красивое животное.

Редактирование текста-повествования

На доске:

Зайка.

По лесу гулял Коля. Коля увидел под кустом зайку. У бедняжки болела нога. Зайка не мог бежать. Коля отнёс зайку домой. Коля лечить зайку стал.

Аналогично редактированию текста-описания, в редактировании текста повествования основное внимание обращается на следующие моменты:

- определение типа текста;

- выделение основных частей текста-повествования;

- правильность построения предложений, порядок слов в предложении (Коля лечить зайку стал. → Коля стал лечить зайку.)

- повторение слов (Коля, зайка); подобрать слова-замены;

- речевые ошибки в тексте (болела нога);

- добавление необходимых по смыслу предложений (– Почему Коля взял зайчика домой? → Коля пожалел зайку.)

- составление итога текта-повествования.

Образец отредактированного текста:

Зайка.

Коля гулял по лесу.

Под кустом он увидел зайку. У бедняжки была сломана лапка. Он не мог бежать. Мальчик пожалел зайку и отнёс его домой. Коля стал лечить зайчика. Вскоре зверёк выздоровел.

Коля отпустил зайку в лес.

Скачать полную версию с приложениями

Comments are closed.

Logos работает на WordPress
Методическая копилка RSS Войти