Доклад «Связь дислексии с нейропсихологическим развитием школьников»
Публикации, доклады, сообщения Add commentsНедостаточная сформированность высших психических функций препятствует успешному формированию навыка чтения у детей. Высокая распространённость среди младших школьников нарушений чтения делает актуальной проблему выявления предрасположенности к дислексии.
Существует два подхода к выявлению данной предрасположенности:
- Сторонники одной точки зрения (Корнев А. Н., Иншакова О. Б., Лалаева Р. И., Садовникова И. Н. и др.) считают, что необходимо обследовать вербальные и невербальные психические функции. Нарушение или недостаточная сформированность исследуемых процессов будет свидетельствовать о предрасположенности ребёнка к дислексии.
- Другие исследователи (Каше Г. А., Левина Р. Е., Спирова Л. Ф., Токарева О. А., Ястребова А. В.) полагают, что нарушения чтения обусловлены воздействием того же патогенетического фактора, что и нарушения устной речи.
Для проверки данных предположений Огаркиной А. В. было проведено исследование. Основные задачи исследования:
- провести полное обследование устной речи дошкольников, посещающих подготовительные группы детских садов общего типа и детских садов для детей с нарушениями речи;
- обследовать состояние процесса чтения этих же детей после завершения букварного периода в конце первого класса;
- на основании полученных данных определить, являются ли выявленные отклонения от нормального речевого развития показателем предрасположенности к дислексии.
На основании данных обследования устной речи были сформированы контрольная и экспериментальная группы. В контрольную группу вошли дети, речевое развитие которых соответствовало возрастной норме. Экспериментальную группу составили дошкольники с нарушениями речи («ОНР»).
Через год было проведено повторное обследование. В нём приняли участие эти же дети, заканчивающие к этому времени 1-ый класс общеобразовательной школы.
Школьники, вошедшие в контрольную группу, допускали при чтении ошибки, не носящие стойкого характера и, очевидно были связаны с тем, что процесс формирования данного навыка ещё не был окончательно завершён.
В экспериментальной группе были выделены две подгруппы:
— 1-ую подгруппу составили дети, у которых встречались единичные (неспецифические) ошибки чтения;
— во вторую подгруппу вошли учащиеся, у которых были обнаружены специфические повторяющиеся ошибки чтения.
Проведённое исследование показало, что не у всех детей, имеющих ОНР в дошкольном возрасте, в период их обучения в первом классе возникла дислексия.
Таким образом, наличие речевого нарушения не может являться единственным критерием, позволяющим определять предрасположенность дошкольников к дислексии. Для отнесения детей к «группе риска» в возникновении нарушений чтения необходимо наряду с обследованием устной речи проводить подробное изучение состояния невербальных психических функций.
В последнее время особенно интенсивно разрабатываются пути приложения нейропсихологического метода к решению проблем обучения детей общеобразовательных школ. Проводятся исследования, посвященные нейропсихологическому анализу сформированности психической сферы у детей, поступающих в общеобразовательную школу, и их готовности к обучению в первом классе.
Существуют модифицированные схемы адаптированного нейропсихологического исследования дошкольников и младших школьников (см. Приложение 1) и анализа результатов нейропсихологического исследования (см. Приложение 2 ). В схемах представлены основные пробы, выявляющие нарушения функций праксиса, гнозиса, речи, памяти и мышления; приводятся возможные варианты отклонений в выполнении проб ребенком, а также их нейропсихологическая трактовка.
Интерпретация результатов нейропсихологического обследования строится не только на констатации, но и на квалификации симптомов, определяющих необходимость выделения основного дефекта, лежащего в основе нарушения.
Оценка заданий:
5 баллов – задание выполняется правильно, самостоятельно;
4 балла – задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы;
3 балла – задание выполняется с минимальной помощью взрослого;
2 балла – для выполнения задания требуется активная помощь со стороны взрослого;
1 балл – задание не выполняется.
Литература:
1. «Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция». Под ред. Иншаковой О. Б.
Москва – Воронеж, 2001г.
2. «Методы обследования речи детей». Под ред. проф. Чиркиной Г. В.
Изд-во «Аркти», Москва, 2003г.