Логопедическое обследование речевых и неречевых возможностей детей с нарушением фонематической стороны речи.

Публикации, доклады, сообщения Add comments

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере, в частности, фонематической стороны речи.

Задачи:

  • Ø выявление объёма речевых навыков фонематических процессов (фонематического слуха и фонематического восприятия);
  • Ø сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;
  • Ø определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности.

Диагностический материал:

— аудиозапись различных звуков;

— музыкальные инструменты: бубен, ложки, металлофон;

— картинки ритмических рисунков;

— экран «Попугайчик» для обследования фонематического слуха;

— мягкий мяч «Мякиш»;

— пособие «Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи», Смирнова И.А., «Детство-Пресс», СПб, 2010 г.

— дидактическое пособие «Ромашка»;

— предметные картинки для обследования звукового анализа, синтеза и слоговой структуры слов;

— сюжетные картинки для обследования слоговой структуры слов.

Предлагаемая система обследования фонематических процессов включает традиционные для логопедической практики приемы для оценки речи детей.

Ход логопедического обследования

п/п

Вид задания Инструкция /

Лексический материал

1 Узнавание

неречевых звуков.

Цель: выявить у ребенка умение узнавать неречевые звуки.

1. Инструкция: «Слушай внимательно и попробуй определить: кто или что может так звучать».

Ребенку предлагается на слух определить звучание предмета (шум дождя, скрип двери, гудки машины, щебет птиц, смех детей, лай собаки).

2. Инструкция: «Слушай внимательно и скажи, что звучит».

Ребенку предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, ложки, металлофон.

2 Восприятие и воспроизведение ритма.

Цель: определить способность ребенка воспринимать и самостоятельно воспроизвести по подражанию, а также с опорой на зрительное восприятие, серии простых ударов, акцентированные удары.

1. Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары».

Ребенку предлагается серия простых ударов без опоры на зрительное восприятие:

а) /  /  //  б) ///  /  /  в) /  //

2. Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) удары по картинке».

Ребенку предлагается серия ударов с опорой на зрительное восприятие:

Зайчата: а) /  //  /  //  б) //  /  //  /

Капельки: а) /  ///  /  ///  б) ///  /  ///  /

3. Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары, где будут тихие и громкие удары» (акцентированные удары: О-громкий / о-тихий).

Ребенку предлагается серия ударов с опорой на зрительное восприятие:

Молоточки: а) О о О о О  б) ОО о ОО о

п/п

Вид задания Инструкция /

Лексический материал

3. Дифференциация фонем.

Цель: изучить у ребенка навыки различения слогов и слов, близких по звуковому составу.

1. Дифференциация фонем в слоговых цепочках.

Инструкция: «Слушай внимательно слоги. Как услышишь – точно также повтори».

а) дифференциация фонем по твердости-мягкости:

ма-мя-ма, но-нё-но, ля-ла-ля.

б) дифференциация фонем по звонкости-глухости:

са-за-са, по-бо-по, та-да-та, ка-ка-га.

2. Дифференциация фонем в цепочках слов.

Инструкция: «Слушай внимательно слова. Как услышишь – точно также повтори».

Мак-бак-так, дам-дом-дым, бык-бак-бок.

3. Дифференциация фонем в словах-квазиомонимах.

Пособие «Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи», Смирнова И.А., «Детство-Пресс», СПб, 2010 г.

а) Инструкция: «Покажи где…» суп-зуб, бочка-почка, бак-мак, ночка-дочка, мел-мель.

б) Инструкция: «Назови картинки».

Салат-халат, марка-майка, бинт-винт, тапки-шапки, танки-санки, крыса-крыша.

4 Выделение заданного звука

в слове.

Цель: выявить у ребенка умение выделять заданный звук из ряда слов.

1. Инструкция: «Найди картинки со звуком [З]».

Ребенок выполняет задание вместе с логопедом.

Лексический материал: зайчик, жук, замок, зонт, жаба, зуб, закат, рыба, загар.

2. Инструкция: «Найди картинки со звуком [С]».

Ребенок выполняет задание самостоятельно.

Лексический материал: солнце, салат, лодка, сова, лужа, сок, сумка, ладони, самолет.

п/п

Вид задания Инструкция /

Лексический материал

5 Звуковой (фонематический) анализ и синтез.

Цель: исследовать умения и навыки элементарного фонематического анализа и синтеза.

1. Выделение ударного гласного в начале слова.

Инструкция: «Скажи, какой первый звук в слове…»

обруч, улей, астра.

2. Определение последнего звука в слове.

Инструкция: «Скажи, какой последний звук в слове…» пила, цветы, пальто.

3. Составление слова из звуков.

Инструкция: «Я назову тебе звуки, а ты соедини их, чтобы у тебя получилось целое слово».

[к, о, т], [у, т, к, а], [ш, у, б, а], [л’, и, с, а].

6 Звуко-слоговая структура слов.

Цель: определить состояние звуко-слоговой структуры слова у ребенка.

1. Звуко-слоговая структура на уровне слова.

Ребенку предлагается произнести многосложные слова с опорой на предметные картинки.

Инструкция: «Я начну говорить, а ты продолжи. Помогут тебе в этом картинки».

Красная пуговица, круглый аквариум, добрая воспитательница, мохнатая гусеница, сладкая земляника, неуклюжие медвежата, медлительная черепаха, смелый мотоциклист, высокий холодильник.

2. Звуко-слоговая структура слов на уровне предложения.

Ребенку предлагается произнести предложения с опорой на сюжетные картинки.

Инструкция: «Повтори предложения».

Мотоциклист едет на мотоцикле.

Воспитательница читает детям интересную сказку.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Водопроводчик чинит водопровод.

Скачать документ полностью

Comments are closed.

Logos работает на WordPress
Методическая копилка RSS Войти