Логопедическое обследование речевых и неречевых возможностей детей с нарушением фонематической стороны речи.
Публикации, доклады, сообщения Add commentsЦель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере, в частности, фонематической стороны речи.
Задачи:
- Ø выявление объёма речевых навыков фонематических процессов (фонематического слуха и фонематического восприятия);
- Ø сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;
- Ø определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности.
Диагностический материал:
— аудиозапись различных звуков;
— музыкальные инструменты: бубен, ложки, металлофон;
— картинки ритмических рисунков;
— экран «Попугайчик» для обследования фонематического слуха;
— мягкий мяч «Мякиш»;
— пособие «Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи», Смирнова И.А., «Детство-Пресс», СПб, 2010 г.
— дидактическое пособие «Ромашка»;
— предметные картинки для обследования звукового анализа, синтеза и слоговой структуры слов;
— сюжетные картинки для обследования слоговой структуры слов.
Предлагаемая система обследования фонематических процессов включает традиционные для логопедической практики приемы для оценки речи детей.
Ход логопедического обследования
№
п/п |
Вид задания | Инструкция /
Лексический материал |
1 | Узнавание
неречевых звуков. Цель: выявить у ребенка умение узнавать неречевые звуки. |
1. Инструкция: «Слушай внимательно и попробуй определить: кто или что может так звучать».
Ребенку предлагается на слух определить звучание предмета (шум дождя, скрип двери, гудки машины, щебет птиц, смех детей, лай собаки). 2. Инструкция: «Слушай внимательно и скажи, что звучит». Ребенку предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, ложки, металлофон. |
2 | Восприятие и воспроизведение ритма.
Цель: определить способность ребенка воспринимать и самостоятельно воспроизвести по подражанию, а также с опорой на зрительное восприятие, серии простых ударов, акцентированные удары. |
1. Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары».
Ребенку предлагается серия простых ударов без опоры на зрительное восприятие: а) / / // б) /// / / в) / // 2. Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) удары по картинке». Ребенку предлагается серия ударов с опорой на зрительное восприятие: Зайчата: а) / // / // б) // / // / Капельки: а) / /// / /// б) /// / /// / 3. Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары, где будут тихие и громкие удары» (акцентированные удары: О-громкий / о-тихий). Ребенку предлагается серия ударов с опорой на зрительное восприятие: Молоточки: а) О о О о О б) ОО о ОО о |
№
п/п |
Вид задания | Инструкция /
Лексический материал |
3. | Дифференциация фонем.
Цель: изучить у ребенка навыки различения слогов и слов, близких по звуковому составу. |
1. Дифференциация фонем в слоговых цепочках.
Инструкция: «Слушай внимательно слоги. Как услышишь – точно также повтори». а) дифференциация фонем по твердости-мягкости: ма-мя-ма, но-нё-но, ля-ла-ля. б) дифференциация фонем по звонкости-глухости: са-за-са, по-бо-по, та-да-та, ка-ка-га. 2. Дифференциация фонем в цепочках слов. Инструкция: «Слушай внимательно слова. Как услышишь – точно также повтори». Мак-бак-так, дам-дом-дым, бык-бак-бок. 3. Дифференциация фонем в словах-квазиомонимах. Пособие «Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи», Смирнова И.А., «Детство-Пресс», СПб, 2010 г. а) Инструкция: «Покажи где…» суп-зуб, бочка-почка, бак-мак, ночка-дочка, мел-мель. б) Инструкция: «Назови картинки». Салат-халат, марка-майка, бинт-винт, тапки-шапки, танки-санки, крыса-крыша. |
4 | Выделение заданного звука
в слове. Цель: выявить у ребенка умение выделять заданный звук из ряда слов. |
1. Инструкция: «Найди картинки со звуком [З]».
Ребенок выполняет задание вместе с логопедом. Лексический материал: зайчик, жук, замок, зонт, жаба, зуб, закат, рыба, загар. 2. Инструкция: «Найди картинки со звуком [С]». Ребенок выполняет задание самостоятельно. Лексический материал: солнце, салат, лодка, сова, лужа, сок, сумка, ладони, самолет. |
№
п/п |
Вид задания | Инструкция /
Лексический материал |
5 | Звуковой (фонематический) анализ и синтез.
Цель: исследовать умения и навыки элементарного фонематического анализа и синтеза. |
1. Выделение ударного гласного в начале слова.
Инструкция: «Скажи, какой первый звук в слове…» обруч, улей, астра. 2. Определение последнего звука в слове. Инструкция: «Скажи, какой последний звук в слове…» пила, цветы, пальто. 3. Составление слова из звуков. Инструкция: «Я назову тебе звуки, а ты соедини их, чтобы у тебя получилось целое слово». [к, о, т], [у, т, к, а], [ш, у, б, а], [л’, и, с, а]. |
6 | Звуко-слоговая структура слов.
Цель: определить состояние звуко-слоговой структуры слова у ребенка. |
1. Звуко-слоговая структура на уровне слова.
Ребенку предлагается произнести многосложные слова с опорой на предметные картинки. Инструкция: «Я начну говорить, а ты продолжи. Помогут тебе в этом картинки». Красная пуговица, круглый аквариум, добрая воспитательница, мохнатая гусеница, сладкая земляника, неуклюжие медвежата, медлительная черепаха, смелый мотоциклист, высокий холодильник. 2. Звуко-слоговая структура слов на уровне предложения. Ребенку предлагается произнести предложения с опорой на сюжетные картинки. Инструкция: «Повтори предложения». Мотоциклист едет на мотоцикле. Воспитательница читает детям интересную сказку. В аквариуме плавают разноцветные рыбки. Водопроводчик чинит водопровод. |