Цель: Дифференциация рукописных букв п – т на письме.
Задачи:
Образовательные:
— Учить различать звуки [П-Т], буквы п – т на письме.
— Научить конструировать и реконструировать буквы п, т.
— Закреплять знания учащихся об ударении, закреплять навык постановки ударения.
Коррекционные:
— Развитие временных отношений, зрительно-пространственных восприятия, представлений и ориентировки.
— Развитие зрительного гнозиса и мнезиса.
— Развитие конструктивной деятельности.
— Развитие языкового, фонематического анализа и синтеза.
— Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности.
— Развивать орфографическую зоркость.
— Развитие умения составлять словосочетания.
— Развивать диафрагмальное дыхание.
— Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мыслительных процессов.
— Развитие аналитическо-синтетической деятельности.
— Развитие общей и мелкой моторики рук.
— Развитие мышечных ощущений, воображения и чувств.
— Тренировка в направлении и задержании внимания на собственных ощущениях.
Воспитательные:
— Развитие навыка самоконтроля и самостоятельности.
— Воспитание умения слушать и слышать друг друга.
— Воспитание вежливого отношения к товарищу.
Оборудование: шнурочки для конструирования; предметные картинки; цифровая линейка; карточки с буквами п – т; слоговые таблицы.
Конспект логопедического занятия с использованием компьютерной презентации.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
— Здравствуйте. Мне очень приятно видеть вас сегодня на нашем занятии.
— Сядет тот, кто правильно прочитает то, что записано на его карточке.
II. Основная часть.
— Сегодня мы будем выполнять много разных и интересных заданий и упражнений. Главная наша задача – научиться определять сходства и различия рукописных букв п и т.
1. Зрительный анализ букв т и п. Определение их сходства и различия.
— Посмотрите и скажите: сколько «ног» у буквы т? у буквы п?
— Чем похожи эти буквы? (Одинаковые элементы)
— Чем различаются? (Написанием одного элемента – 1 палочки)
2. Конструирование букв п и т.
(У каждого ученика на парте лежит конверт с элементами букв п и т вперемежку).
Инструкция: Сконструируйте из элементов букву, услышав соответствующий звук в словах: туман, пила, парус, тарелка. (На партах учеников – т, п, п, т)
3. Дифференциация букв п – т в слогах.
- Чтение слоговой таблицы.
- Игра «Волшебный ластик».
— Однажды в гости к буквам пришел волшебный ластик и стёр в буквах п и т перекладины. Посмотрите, что получилось. Прочитайте слоги, опираясь на количество ножек букв.
— Восстановите перекладины в слогах и запишите все слоги.
В тетради у детей: пу, та, пат, пу, ты, пя, пот, та, тет, пё
— Какое слово спряталось в слогах? (пот.)
4. Дифференциация букв п – т в словах.
- Сравнение слов по написанию и смыслу.
— В начале урока для того, чтобы сесть, вы читали своё слово на карточке. Вспомните, кто какое слово читал. (Ответы детей: тачка, пачка, точка, почка, пушка)
— Давайте посмотрим, как может измениться смысл слова, если не дописать одну палочку у буквы “т”.
На доске карточка “тачка”.
— Объясните значение слова. (Учитель убирает один элемент у слова “тачка”)
— Какое слово получилось? (“Пачка”).
— Объясните значение слова.
Точно также сравниваются слова “точка”, “почка”.
Вывод: Вот видите, ребята, как важно не допускать ошибки при написании буквы п и т.
Запись слов в тетрадь.
Образец: тачка – пачка, точка – почка
- Игра «Шпионы».
— Прочитайте слова, используя ключ шифра.
— Запишите слова в тетрадь.
В тетради у детей: Желток, павлин, творог, крупа, сироп, закат, сапог, станок, платок, толпа, пират, потолок, торт, аптека, портфель.
- Классификация слов по наличию букв п – т.
— Назовите картинку. Определите, какой звук произносится, и какую букву п или т нужно писать.
— Запишите слова в два столбика.
- Определение места букв п – т в слове.
— Определите место букв п и т в словах с помощью цифровой линейки.
У каждого ученика индивидуальные цифровые линейки и карточки с прописными буквами п-т.
Предметные картинки: топор, лопата, петух, тапки, лапти.
5. Дифференциация букв п – т в предложениях.
- Формирование навыка понимания прочитанного.
— Прочитайте предложения, выбрав из скобок подходящие по смыслу слова.
Над столом висит (толка, полка).
Гадкий Утёнок (спал, стал) лебедем.
Теплоход приходит в (торт, порт).
Мише подарили (порт, торт).
От лентяев мало (полка, толка).
- Работа с деформированными предложениями.
— Составь из слов предложения. Запиши предложения, вставляя буквы п или т.
Наташи, у, #ё#лые, #а#ки.
#одме#ае#, Таня, #ол.
ка#ок, иду#, на, де#и.
ку#ил, па#а, #ор#.
III. Итог занятия.
— Вспомните слова, которые вы слышали на уроке. Назовите слова, в которых есть одновременно звук [п] и [т].
— Чему учились сегодня на занятии?
— Как различать при написании буквы п и т?
Скачать